Упомянутая статья Гайдара и Мау имеет подзаголовок «Либеральная апология». Это не значит, что авторы оправдывали марксизм и тем более его практику, хотя и обращались с марксизмом нежнее, чем иные пост-марксисты. Авторы «Апологии», оценивая историческую ограниченность, но и прогностические возможности марксизма, указывали на его научную продуктивность и, странным образом, подтверждение многих положений либеральных доктрин. Что, в частности, стало предметом анализа в работе Майкла Э. Питерса с симптоматичным названием «Постструктурализм, марксизм и неолиберализм. Между теорией и политикой» (
Michael A. Peters, Poststructuralism, Marxism, and Neoliberalism. Between Theory and Politics, 2001). Разумеется, во многих трудах, посвященных соотношению марксистского наследия и современности, неолиберальная реальность, часто приравниваемая к глобализации, как и марксизм, критикуется за универсальность и претензию на тотальность. К этой позиции теперь примыкают не теоретики, а практики — политики, ругающие глобализацию, неолиберализм, маркетизацию, и выступающие за альтернативные пути развития. Впрочем эти пути, как правило, ведут к авторитаризму разной степени жесткости.
В отличие от многих пост-марксистов Гайдар и Мау обращали внимание на значительную гибкость Маркса. В частности, «основоположник» в конце жизни стал скептически отзываться о «вечных, железных, великих законах». И кстати, иронически замечал, что сам он — не «марксист». «Дальнейшее
научное развитие марксизма заставляло признать, что значительная часть исходных установок не соответствует долгосрочным трендам развития цивилизации. А „религия“ требовала решительной борьбы против попыток пересмотра не только логических конструкций, но и самой буквы нового "писания", — отмечали Гайдара и Мау, — Сам Маркс оказался в ловушке. Сложилась парадоксальная ситуация: марксизм стал заложником интеллектуальной мощи работ своего основоположника, его политического успеха».
Далее авторы статьи констатировали: «…подлинный и глубокий
кризис марксизма как теоретической базы социализма и коммунизма наступил только с кризисом зрелого индустриального общества, с формированием новой технологической базы. Иными словами,
сам кризис марксизма стал подтверждением правоты его историко-философской доктрины».
Марксизм подорвало само развитие капитализма и расширение его адаптивных возможностей: «По мере роста благосостояния подавляющая масса граждан страны становятся собственниками, заинтересованными не в переделе созданного продукта, а в обеспечении стабильных условий роста благосостояния». Эта простая истина стоит нескольких томов путаных мыслей постструктуралистов, выясняющих свои сложные отношения с Карлом Марксом. Говоря современным языком, социализм советского типа попал в «институциональную ловушку» и потерпел крушение. То же самое можно сформулировать в марксовых терминах — устаревавшие производственные отношения стали тормозить развитие производительных сил.