Фонд Егора Гайдара — некоммерческая организация, созданная для продвижения либеральных ценностей и популяризации идей и наследия Егора Гайдара. Фонд ведет множество самостоятельных и совместных проектов, предлагает разнообразные учебные программы и гранты, организует конференции и дискуссии по важным социальным и экономическим вопросам.
2 августа, 2025
Сноски и примечания
Глава третья
путешествия по библиотеке

Гайдар работал с огромным массивом источников. Иногда для одного краткого вывода перерабатывалась стопка книг и их ксероксов, поэтому в сноски уводился обзор литературы по широкому или очень узкому предмету. Чтобы не пропадали интереснейшие цитаты, подтверждающие вывод или высвечивающие его неожиданную сторону, он тоже приводил их в сносках.

В ряде случаев сноски играют роль уточнения и разъяснения:
*Напоминаем читателю, что [понятия] восточный, азиатский, западный и европейский здесь употребляются не в географическом, тем более не в расовом, а только в политико-экономическом смысле. Скажем, Япония может считаться западной, а Куба или Гаити — восточным.
Нередко попадаются сноски-напоминания об исторических событиях, в которых Гайдар участвовал сам. Иногда анекдотического свойства — во всех смыслах этого понятия:
*В связи с этим вспоминается, как в свое время на Съезде народных депутатов Р. И. Хасбулатов попытался затеять публичную дискуссию. Вот, мол, существуют разные концепции рынка — социально ориентированное государство с высокими налогами и классически капиталистическое, либеральное (американская модель). Он, Хасбулатов, — сторонник первой, Гайдар — последней. И пусть депутаты (голосованием, по-видимому!) и выбирают между этими моделями путь развития для России.
В сносках — интереснейшие факты, которые в основном тексте отвлекли бы от основного повествования. Например, такие:
*Мухаммед, уже выступая вероучителем, продолжает заниматься торговлей. «Курайшиты подвергали сомнению его пророческую миссию, с насмешкой говоря ему: „Какой же ты пророк! Ты ходишь по рынкам, как самый последний из нас“». Ответом на это является стих Харуна, в котором Аллах говорит: «И до тебя мы не посылали посланников, которые бы не ели пищи и не ходили по рынкам». См.: Беляев Е. А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М.: Наука, 1966. С. 106.

*Некоторые взгляды Пророка на экономические проблемы … позволили бы ему стать членом общества Мон Перелин. Когда его попросили в трудные времена зафиксировать цены на зерно, он ответил: «Только Бог может фиксировать цены». См.: Hicks J.R. A Theory of Economic History. London Oxford New York. Oxford University Press. 1969. P. 72.

Широта и долгота междисциплинарности

Важно обратить внимание на широту источников. Первый — это одна из классических работ крупнейшего советского исламоведа Евгения Беляева. Второй — одна из фундаментальных книг лауреата Нобелевской премии по экономике (1972 год, совместно с Кеннетом Эрроу) сэра Джона Ричарда Хикса.

Еще один пример работы такого рода с источниками. В этом случае, имеющими отношение к исследованиям неолитической революции:
*Понятие «неолитическая революция» ввел Г. Чайлд. См: Childe V. G. Man makes himself. London: Watss & Co, 1941.

*Термин «неолитическая революция» не должен вводить в заблуждение. Процесс перехода от присваивающего хозяйства к производящему был длительным, на Переднем Востоке он проходил в течение двух-трех тысячелетий, в Новом свете — три-четыре тысячи лет. См.: Андрианов В. Б. Хозяйственно-культурные типы и исторические процессы // Советская этнография. 1968. № 2, С.19.
Здесь и Вир Гордон Чайлд, опять же классик британской археологии, придерживавшийся марксистских взглядов; и Борис Андрианов — ведущий советский этнограф, историк-картограф, антрополог, африканист, востоковед, географ.

Или вот Карло Чиппола, итальянский историк экономики, получивший известность как автор «Фундаментальных законов человеческой глупости»:
*Я использую термин «Неолитическая, или Сельскохозяйственная, революция» не в связи с темпами, но революционной природой изменения, которое, вне зависимости от ее темпов, превратило охотников и собирателей в пастухов и фермеров. См.: Cipolla C.M. The Economic History of World Population. New York: Penguin Books, 1978. P. 34.

*И еще работа Чайлда: «См. напр.: Childe V.G. The Down of European Civilization. New York: Knop, 1958. P. 1−13».
Льюис Робертс Бинфорд, археолог, этноархеолог, специалист по неолиту; Марк Натан Коен, специалист в области человеческой эволюции, демографической истории, культурной эволюции, здравоохранении, антропологии:
*В своих работах 1968 года Л. Бинфорд и М. Коен продемонстрировали близость по времени трех протекавших процессов: исчезновения крупных животных — объекта охоты в эпоху мезолита, появления деревень, освоения навыков, связанных с земледелием и скотоводством. См.: Binford L. Post Pleistocene Adaptations / M. Leane (ed.). New Perspectives in Archeology/ Chicago: Aldine Publishers, Ch. 21, 1968; Cohen M. The Food Crisis in Prehistory. New Haven: Yale University Press, 1977.
Заметьте, ни одной работы позже 1978 года — исключительно классика, но какая и какого масштаба. Снова следует подчеркнуть: авторы трудов, на которые ссылается Гайдар, как и он, не замыкались в рамках одной специальности. Иногда сферы их интересов кажутся даже далекими друг от друга. Но это не так. Ключевое слово здесь — междисциплинарность. Вот пример Конрада Ведингтона — британского эволюционного биолога, палеонтолога, генетика, эмбриолога и, что важно, философа. В сноске к одной из работ Гайдар цитирует этого разностороннего ученого:
*К. Ведингтон был прав, когда отмечал: «Если бы римлянина периода империи можно было бы перенести на 18 веков во времени, он оказался бы в обществе, которое без больших трудностей мог бы понять». См.: Waddington C.H. The Ethical Animal. Chicago: University of Chicago Press, 1960. P. 15.
Есть и ссылки на работы Эрнеста Геллнера, классика сразу нескольких социальных наук:
*Э. Геллнер отмечает, что для населения всех оседлых аграрных цивилизаций характерно расслоение — на тех, кто сражается, тех, кто молится и тех, кто работает. Gellner E.P. Plough, Sword and a Book: The Structure of Human History. London: Collins Harvil, 1988. P. 277.

*Из него же: О связи специфики социальной организации кочевого скотоводства с большей мобильностью меньшей уязвимостью тех, кто им занимается, по сравнению с жителями аграрных цивилизаций. См.: Gellner E. Muslim Society. Cambridge — London — New York — New Rochelle — Melbourne — Sydney: Cambridge University Press, 1981. P. 20.

От Ибн Халдуна и доктора Наварруса — к постиндустриальной повестке

В круге чтения Гайдара — много таких пересечений, масштабных и по времени, и по языкам, и по научным дисциплинам. Надо помнить, что автор работал над книгами и статьями в 1980-е-2000-е годы. Поэтому в сносках, в современном понимании, — старые работы. Впрочем, с тех пор общественные науки, тем более не в чисто академическом, а научно-популярном изводе, далеко не продвинулись — за вычетом некоторых нашумевших текстов. А забытая (или подзабытая) классика многое объясняет. В том числе классика марксизма. Иногда в современном социальном знании изобретается велосипед. А в некоторых областях классика не переиграна современниками. Например, в таких работах:
*О доле сельского населения в общей численности населения традиционных обществ см.: Урланис Б. Ц. Рост населения в Европе. М.: Госиздат, 1941, С. 414, 415.

*А кто еще процитирует к случаю такое: Бернштейн Э. Условия возможности социализма и задачи социал-демократии. СПб., 1906.
Какие-то работы в тот момент, когда Гайдар читал их и использовал, не были переведены на русский язык. Например, он цитирует англоязычное издание 1988 года «Пагубной самонадеянности». Fatal conceit переводит как «Фатальная самонадеянность». Кстати, возможно, это ближе к смыслу заголовка фон Хайека.

А вот Гайдар погружается не просто в классику — в средневековые работы, и они имеют отношение к сегодняшнему дню:
Арабский ученый Ибн Халдун (1332−1406) занимался примерно тем же, что и, например, Дарон Аджемоглу (и Егор Гайдар тоже) — анализом причин подъема и упадка стран и народов на широком фоне истории и иных научных дисциплин. Притом, что сам Ибн Халдун имел опыт работы, в том числе административной, при разных арабских правителях, и знал, о чем писал. А его экономическое учение в нынешних терминах можно было бы признать либеральным: он подчеркивал положительную роль торговли, важность защиты частной собственности, вред чрезмерного вмешательства государства в экономику, административного регулирования цен, военных расходов, бюрократических барьеров и высоких налогов.

Вот еще одна исторически важная тема:
*О роли католической церкви в сохранении римских традиций, римского законодательства и установлений в период после краха Римской империи см.: Anderson P. Passages from Antiquity to Feudalism. London: NLB, 1975. P. 131−132. Об использовании католической церковью традиций Римского права в своих интересах см.: McNeill W.H. The Rise of the West: A History of the Human Community with a Retrospective Essay. Chicago London: The University of Chicago Press, 1991. P. 552, 553. О заинтересованности церкви укоренить в Западной Европе римскую традицию неограниченной частной собственности на землю см.: Гуревич А. Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М.: Высшая школа, 1970. C. 40, 41, а также Гуревич А. Я. Норвежское общество в раннее Средневековье. Проблема социального строя и культуры. М.: Наука, 1977. C. 77, 78.
Арон Гуревич — самый известный советский и российский медиевист. Считается в том числе основателем исторической антропологии. Пожалуй, этот элемент кросс-культурных исследований — историко-антропологический — свойствен и трудам экономиста Егора Гайдара. Можно еще упомянуть историческую социологию. Чистая экономика многое объясняет, но без синтеза с другими науками объясняет далеко не все.

Вот сноски, касающиеся зарождения капитализма, тема, которой многие занимаются и сегодня, пытаясь понять перспективы этой «формации», внутри которой мы живем:
36 О Флоренции XIII в. как о капиталистическом городе. Cм.: Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1924. С. 105, 106. О капиталистической организации венецианского хозяйства см.: Cox O.C. Foundation of Capitalism. New York. 1959. Р. 62. Л. Васильев прав, утверждая, что «капитализм… детище европейского города и эпохи Возрождения, прямой наследник античности (а не феодализма, как-то подчас по инерции кое-кто себе представляет)». См.: Васильев Л. С. История Востока: В 2 т. Т. 1. М.: Высшая шк., 2003. С. 16.

37 Rosenberg N., Birdzell E.L. How the West Grew Rich. New York: Basic Books, Inc., Publishers, 1986. Р. 15−16.

38 Waley D. The Italian City-Republics. London: Weidenfeld and Nicolson, 1969. P. 78, 79.

39 Там же. P. 101.

40 «Роль, которую сыграла Северная Италия в развитии капиталистических институтов, была критической. Так, многие кажущиеся нововведения в коммерческой организации Северной и Западной Европы были на деле распространением того, что давно было практикой Северной Италии. Это распространение можно вспомнить по названию Ломбардской улицы в Лондоне». См.: Rosenberg N., Birdzell E.L. How the West Grew Rich. NewYork: BasicBooks, Inc., Publishers, 1986. Р. 76.

41 В 1242 г. в Венеции принят пятитомный свод законов, три тома из которого посвящены регулированию коммерческой деятельности — заключению контрактов, залогу, вексельному праву и т. д. См.: Longworth P. The Rise and Fall of Venice. London: Constable, 1974. P. 65.

42 О зачатках капиталистического производства в городах Средиземноморья XIV в. см.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23. 2-е изд. М: Гос. изд-во полит. лит., 1960. С. 728, 729.
Таков диапазон — от Маркса с Энгельсом через Вернера Зомбарта (его историческую работу) к Леониду Васильеву, крупному советскому и постсоветскому (он работал в ВШЭ) китаеведу и востоковеду.

А вот примеры тем повестки преобразований в постиндустриальную эпоху. Вопросы комплектования армии:
16 См.: Grabb A. Army, State and Society: Conscription and Desertion in Napoleonic Italy (1802−18 140) // The Journal of Modern History. V0l. 67. № 1. March 1995.

17 См.: Bohigas N.S. de. Some Opinion on Exemption from Military Service in Nineteenth-Century Europa // The Journal of Modern History. V0l. X. № 3. 1968. P. 262−263.

18 См.: Coblentz S.A. Marching Men: The story of War. NY: The Unicorn Press, 1927. P. 347−372.
Важнейшая тема — эволюция социальных систем. Снова, чтобы подойти к современности, нужен широкий исторический размах, включая Рикардо и Тойнби:
Подробно разработанная Гайдаром тема — ресурсное проклятие. И здесь вслед за Ибн Халдуном возникает еще один средневековый мыслитель — Мартин Аспилкуета, доктор Наваррус (1492−1586), основатель количественной теории денег и в этом смысле предшественник… чикагской школы, да и вообще некоторых фундаментальных положений economics:
*Мартин Д. Аспилкуета, экономист, связанный с университетом в Саламанке, по-видимому, первым в Европе этого времени обратил внимание на связь повышения уровня цен с притоком золота и серебра из Америки. См.: Grice-Hutchinson M. The School of Salamanca. Readings in Spanish Monetary Theory, 1544−1605. Oxford: Clarendon Press, 1952. P. 91−96. Классическая работа, посвященная влиянию притока американского золота на экономику Испании, принадлежит перу Дж. Гамильтона. Hamilton E.J. American Treasure and the Price Revolution in Spain, 1501– 1650. Cambridge: Harvard University Press, 1934. Как обычно бывает с подобного рода сложными вопросами экономической истории, она неоднократно подвергалась критике последователей. См. например: Nadal J.O. La Revolucion de los Precios Espanoles en el Siglo XVI. // Hispania. 1959. Vol. XIX. P. 503−529. Более поздние исследования продемонстрировали, что революция цен XVI — начала XVII веков была связана не только с притоком золота и серебра из Америки. Начиная с 60−70 годов XV века Португалия начинает в крупных масштабах экспортировать суданское золото в Европу. Общий объем экспорта с 1470 по 1500 годы составил 17 тонн. См.: Wilks I. Wangara, Akan, and the Portuguese in the Fifteenth and Sixteenth Centuries. / I. Wilks (ed.). Forests of Gold: Essays on the Akan and the Kingdom of Asante. Athens: Ohio, 1993. P. 1−39. Сыграла свою роль начавшаяся в конце XV века разработка серебряных месторождений в Южной Германии, заметно увеличивших предложение серебра в Европе, рост численности населения Европы».

Это всего лишь некоторые — хотя и типичные — образцы работы Егора Гайдара с литературой и сносками. В меньшей степени сугубо экономические. Гайдар искал ответы на классические вопросы — почему одни нации богатые, а другие бедные, в чем причины и особенности подъема Запада? — на стыке наук, не пренебрегая деталями. Как зарождался капитализм и как он развивался, адаптируясь ко все новым и новым обстоятельствам? Все это подводит — постепенно, детально, с особым вниманием к революциям, смутам и переходным периодам — к анализу модернизации и путей развития России, ее исторических развилок и современной повестки.