Фонд Егора Гайдара — некоммерческая организация, созданная для продвижения либеральных ценностей и популяризации идей и наследия Егора Гайдара. Фонд ведет множество самостоятельных и совместных проектов, предлагает разнообразные учебные программы и гранты, организует конференции и дискуссии по важным социальным и экономическим вопросам.
Владимир Назаров, Кирилл Родионов
Часть 8. Кто ограбил население?
Одной из наиболее распространенных претензий к правительству реформаторов в целом и Е. Т. Гайдару в частности заключается в том, что те, мол, «украли сбережения граждан, откладывавших честно заработанные рубли на черный день». Вот и Андрей Николаевич Илларионов, известный экономист, бывший советник Владимира Путина и стойкий противник системных либералов, не остался в стороне от этих обвинений. В интервью авторитетнейшей газете «Комсомольская правда» Андрей Николаевич заявил, что в 1992 году «сбережения граждан, накопленные за предшествующие годы и десятилетия, в том числе и бабушкины похоронные, тогда были фактически уничтожены1». Под этими словами наверняка бы подписался русский поэт, писатель и патриот Александр Андреевич Проханов.

Хронический дефицит товаров, характерный для социализма, приводил к формированию вынужденных сбережений у граждан. В последние два десятилетия существования СССР положение на потребительском рынке все более и более ухудшалось.
Из представленных в таблице данных видно, что вклады населения не были обеспечены товарными запасами: на эти деньги просто ничего нельзя было купить. Причем советское руководство умело поддерживало иллюзию наличия у граждан больших накоплений тем, что у людей периодически появлялась возможность купить полезные для них вещи по фиксированным ценам. Люди видели: если долго-долго стоять в очереди, завести нужные связи, еще чуть-чуть доплатить кому надо, то можно превратить свои сбережения в товары и услуги. Надо чуть-чуть подождать и все будет хорошо. Проблем состояла в том, что если бы они захотели реализовать свое право поменять деньги на товары одновременно — у них ничего бы не вышло. Даже на черном рынке цены бы взвились до небес, если бы советские граждане перестали терпеливо ждать светлого будущего и захотели «отоварить» свои сбережения. При этом советское государство не чуралось залезать к собственным гражданам в карман. По оценкам Всемирного Банка, в 1991 году дефицит бюджета РСФСР составил 30,9% ВВП. Этот дефицит был профинансирован за счет вынужденных сбережений населения и предприятий: денежно-кредитная система получила от предприятий ресурсы в размере 10,3% ВВП, ресурсы в объеме 22,1% ВВП поступили из вкладов населения2. При этом некоторые экономисты, в отличие от А. Н. Илларионова, критикуют правительство Е. Т. Гайдара вовсе не за то, что «оно ограбило население, а за то, что «министры не рассказали всю правду о катастрофическом состоянии государственных финансов», что крайне негативно сказалось на имидже кабинета3. Однако и этот упрек, на наш взгляд, несправедлив: если бы реформаторы говорили о том, что накопления ничего не стоят и их фактически нет в конце 1991 г. — начале 1992 г., то это вызвало бы лишь дополнительное «бегство от денег» и инфляционный всплеск, а потом, сколько бы они об этом ни говорили, их уже никто не хотел услышать. Тем не менее, в 1992 году денег на выплату вкладов граждан просто-напросто не было. Если бы вклады не были фантиками, они бы не потеряли свою покупательскую способность после либерализации цен.

А.Н. Илларионов обвиняет Е. Т. Гайдара в том, что тот, якобы, отказался от выплат по вкладам граждан в Сбербанке4. Однако в реальности ситуация со сбережениями россиян была несколько иной. Поразительно, что вина за уничтожение вкладов населения в массовом сознании ложится на Е. Т. Гайдара, в то время как единственным виновником этого была позднесоветская элита, а Е. Т. Гайдар только имел мужество принять доставшиеся ему в наследство от СССР проблемы.

Во-первых, как было показано выше, именно советское руководство создало у населения иллюзию того, что у них на счетах хранятся значительные сбережения, в то время как на самом деле дефицит товаров делал накопленные средства бессмысленными фантиками.
Во-вторых, не имея мужества либерализовать цены, советское руководство предпочло грабеж населения «в ручном режиме»:
  • 22 января 1991 года граждане, накапливавшие наличные деньги, были наказаны решением обменять денежные знаки Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года на денежные знаки других достоинств и на банкноты 50- и 100-рублевого достоинства образца 1991 года5. При этом обмен наличности в сумме до 1 тысячи рублей осуществлялся только в течение трех дней — со среды по пятницу 23−25 января. До конца марта можно было поменять деньги уже в специальных комиссиях, которые рассматривали каждый неуложенный в отведенные сроки случай в отдельности (командировка, экспедиция, состояние здоровья и прочее). Одновременно необходимо было доказать, откуда у человека взялась сумма свыше 1 тысячи рублей;
  • граждане, хранившие деньги во вкладах, фактически лишилось к ним доступа (в месяц можно было снять наличными не больше 500 руб.)6;
  • затем союзное правительство единовременно повысило цены7, после чего разморозило вклады населения8
Испугавшись политической ответственности за обесценение вкладов, советское руководство приняло решение о компенсации населению потерь от обесценения сбережений в связи с единовременным повышением цен9. Так как цены либерализованы не были, и товаров больше не стало, на эту компенсацию ничего нельзя было купить. Поэтому во избежание крайне неприятной ситуации, когда население попытается забрать из банка компенсацию и не сможет на нее ничего купить, на всякий случай эта компенсация была перечислена на обособленный счет, снятие денег с которого было разрешено только по прошествии трех лет. Иными словами, советское руководство металось между экономической необходимостью признать тот факт, что вклады населения, по сути, являлись фикцией, и политической невозможностью это сделать.

Либерализация цен в начале 1992 года сняла «инфляционный навес» в российской экономике. Вклады стали стоить ровно столько, сколько должны были в условиях полного развала экономической системы. Никакого смысла в замораживании вкладов больше не было. Именно тогда, вопреки общераспространенному мнению о том, что реформаторы «заморозили вклады населения» (см. вставку), 27 февраля 1992 года Президент России Борис Николаевич Ельцин подписал Указ № 196 «О снятии ограничений на использование средств населения на специальных счетах в Сберегательном банке Российской Федерации». 30 марта 1992 г. были разморожены счета компенсаций, на чем история замораживания вкладов в сберкассах была окончательно завершена10.
Всеобщая амнезия
«Существует забавное представление о том, что я заморозил сбережения населения. Дело в том, что я не замораживал сбережения населения, я разморозил сбережения населения. Если кто-то-то замораживал сбережения населения, это был Валентин Сергеевич Павлов, последний премьер Советского Союза. Он действительно замораживал сбережения населения, когда поднимал цены весной 1991 года. Я их разморозил. Но когда общество переживает столь драматические события, очень легко путаются даты, путаются имена. Я как-то столкнулся с забавной ситуацией, когда у меня молоденькая очаровательная девочка с телеканала „Культура“, которая проверяла детали моей биографии перед передачей, под конец спросила: „А всё-таки скажите, Вы были до Хрущева или после?“».
(См.: Интерввью Е. Т. Гайдара П.С. Филиппову 16 марта 2009 года. Расшифровка аудиозаписи).

Одному из авторов посчастливилось присутствовать на записи этого интервью. После его окончания П.С. Филиппов признался, что в течение всех пореформенных лет был твердо убежден в том, что Е. Т. Гайдар заморозил сбережения советских граждан. В этом же признался и Л.И. Лопатников, также присутствовавший во время записи интервью.

— П.С. Филиппов. в 1991—1993 годах — председатель подкомитета по приватизации Комитета Верховного Совета Р Ф по вопросам экономической реформы и собственности; в настоящее время — директор Независимого Центра по изучению методов борьбы с коррупцией.
— Л.И. Лопатников. В 1993—1994 гг. — Главный аналитик Аналитического центра Администрации Президента Р Ф. В настоящее время — Ведущий научный сотрудник Института экономической политки им. Е. Т. Гайдара.
Безусловно, у миллионов российских граждан осталась незаживающая рана инфляционного обесценения советских денежных сбережений безотносительно к тому, хранились они на счете в сберкассе или в тумбочке дома. Однако нельзя забывать, что именно скрытая инфляция времен Перестройки в значительной мере эти самые сбережения во многом и создала. Вопреки распространенному мифу, Правительство 1992 года признало внутренний долг (открыло доступ населения к вкладам). Поэтому ошибочно говорить, что после начала радикальных преобразований государство отказалось от своих обязательств перед гражданами
Инфляция и накопления — курица и яйцо
«Прежде всего — по поводу самой идеологии, что «люди делали сбережения», а «инфляция их разрушила». В принципе не менее — и даже более — справедливо было бы утверждение, что «инфляция создала сбережения», а «люди их разрушили». Действительно, каково происхождение этих двух явлений, значительных сбережений населения на начало 1992 года и резкого скачка цен в этом же году? Их природа одна — это подавленная денежная инфляция начиная примерно с 1987 года. Возросшие сбережения отражали резкое увеличение номинальных денежных доходов населения, а скачок цен свидетельствовал о том, что их, цены, искусственно сдерживали, несмотря на это инфляционное увеличение доходов. Именно потому-то люди и сберегали деньги, что не могли их потратить, а сберегали они именно те деньги, которые Горбачев, Павлов, Геращенко и т. д., по выражению Н. Шмелева, «подпечатывали».

И не надо утверждать, как это могут сделать некоторые, что-де накачка денег обогатила жуликов, партийных прихвостней и пр., но не простого человека. Если бы дело обстояло именно так, то и не было бы такого скачка цен на продукты повседневного спроса — не директора, не банкиры и не райкомовцы обрушили весь свой денежный спрос на рынок хлеба и масла, штанов и носков. Так что в этом смысле никаких особых обязательств государства перед вкладчиками не должно бы возникнуть: общее обесценение вкладов произошло именно потому, что невежественное правительство пошло на поводу невежественной публики, напечатало и вручило этим самым вкладчикам множество необеспеченных денег (фактически — пыталось дать политическую взятку за свою собственную непопулярность) и задерживало освобождение розничных цен. В конце концов, само противопоставление «вкладчиков» как массовой категории и государства — бессодержательно: государство не является самостоятельным по отношению к «населению» зарабатывающим деньги субъектом. Если у вас есть семья — отец, мать, дед с бабкой, дети и т. д., то глупо говорить о том, что семья как некий отдельный орган несет денежные обязательства перед каждым своим членом; если кто-то в семье получит «компенсацию» или «дотацию», то не иначе как за счет какого-то другого члена семьи. Кому же, какой категории населения предъявляют претензии «вкладчики»? Тем, кто изначально не доверял Сбербанку и хранил деньги в долларах, но чем они виноваты? Тем, кто хранил наличные рубли, то есть кто понес такой же ущерб, но не может «продемонстрировать» его и потребовать «компенсации»? Все подобные претензии являются не чем иным, как дешевым политическим популизмом, циничной спекуляцией на несчастье и невежестве множества людей.

Источник: Б. Львин. Еще раз о нехватке денег. // Московский либертариум. 20 февраля 1998 года. http://www.libertarium.ru/lvin_ref1
Зададимся вопросом, а могло ли правительство Гайдара сделать что-то по-другому. Гипотетически, конечно, могло. Вот три альтернативных варианта действий правительства.

Первый вариант: «гонка наперегонки с инфляцией в пропасть». Правительство могло начать постоянно индексировать величину вкладов на инфляцию, никак не ограничивая права населения по доступу к вкладам. Очевидно, что при сохраняющемся товарном дефиците и огромном объеме накоплений (около 50% ВВП)11 население, принеся даже часть этих средств на товарный рынок, спровоцировало бы сильнейший рост цен. Государство вынуждено было бы проиндексировать вклады в соответствии с ростом цен, что еще больше увеличило бы денежную массу и подстегнуло бы дальнейший рост цен. В итоге государство, защищая вклады населения от инфляции, ввергло бы страну в пучину гиперинфляции настолько сильной, что за деньги нельзя было бы купить еду, а это уже прямой путь к голоду и распаду страны, когда каждый регион старался бы «не выпускать товары за свои границы». Очевидно, это не лучший сценарий.

Второй вариант: «отложить выплату до лучших времен». Правительство могло ограничить доступ населения к вкладам, индексируя их по инфляции, отложив выплату по вкладам до лучших времен. Такой подход не приводил бы к немедленной инфляционной расплате, но таил бы в себе значительные политико-экономические риски в будущем. По сути, инфляционный всплеск откладывался бы на неопределенное будущее — правительство передало бы бомбу замедленного действия будущим поколениям. Так, в 1998 году при индексации накоплений на инфляцию они бы составили около 60% ВВП, то есть даже по прошествии 7 лет «допускать» население до выплаты вкладов без риска сорваться в гиперинфляцию было бы нельзя. Даже после последовавших затем 12 лет экономического роста индексация вкладов по инфляции сократила бы их до 14% ВВП в 2011 г. Увеличение расходов государства на 14% ВВП неизбежно привело бы к инфляционному всплеску. В результате одноактный доступ населения к вкладам, проиндексированным на инфляцию, невозможен без инфляционного всплеска даже по прошествии 20 лет. Единственный путь — выплачивать по чуть-чуть, постоянно соразмеряя возможности бюджета и инфляционные риски. То есть только волюнтаристски, «в ручном режиме». Но такой подход, в свою очередь, несет огромные политические риски: перед каждыми выборами вопрос о том, насколько размораживать вклады, стал бы центральным местом дискуссии. Как показывает исторический опыт, ничего хорошего в результате такой дискуссии получиться не может. Приведем лишь два примера:
  1. Германия 1930-х г. «Роль экономической демагогии нацистов в их приходе к власти в 1933 г. нельзя недооценивать. Антисемитизм, радикальный национализм, ксенофобия всегда были элементами мышления лидеров Национал-социалистической рабочей партии Германии. Но до 1937 г. они осторожно использовали связанные с этими настроениями лозунги. Апелляция к чувствам германских собственников, потерявших сбережения, была эффективным политическим оружием. И сегодня те, кто обещает восстановить вклады, обесценившиеся во время финансовой катастрофы Советского Союза, дословно повторяют геббельсовскую риторику начала 1930-х годов. Придя к власти, вклады нацисты не восстановили. Они привели страну к войне и еще одной денежной катастрофе, за которую потом был вынужден был отвечать отец немецкой экономической реформы — министр финансов ФРГ Л. Эрхард, разморозивший цены в 1948 г. Но это случилось позже»12.
  2. Украина 2008 г. «Закон, гарантирующий гражданам Украины компенсации за потерянные вкладов в Сбербанке СССР, был принят Верховной Радой еще в середине 1990-х годов. Тогда была зафиксирована задолженность перед вкладчиками в размере 131,96 миллиарда гривен (около 16 миллиардов долларов). До 2008 года государство выплатило гражданам в качестве компенсаций около девяти миллиардов гривен (около миллиарда долларов, то есть около 6% от общего объема). В 2008 году по решению правительства, которое тогда возглавляла Юлия Тимошенко, выплаты были активизированы. На соответствующие цели из бюджета было выделено шесть миллиардов гривен (около 740 миллионов долларов — менее 5% от общего объема первоначальных накоплений). При этом Тимошенко предложила выплачивать вкладчикам по тысяче гривен вне зависимости от суммы потерянного вклада (за это компенсации стали называть «юлиной тысячей»)13. Этого оказалось достаточно, чтобы разогнать инфляцию до 22,3%. В 2009 году выплаты были приостановлены в связи с экономическим кризисом.
Согласитесь, тоже не самые лучшие примеры: безудержный популизм, неизбежный всплеск инфляции как плата за отказ населения и элиты признать очевидное. Мы искренне надеемся, что Андрей Николаевич не призывает повторять украинские экономические эксперименты и не является поклонником геббельсовской риторики.

А вот пример ответственной денежно-кредитной политики.
Третий вариант: «остановить инфляцию любой ценой». В ночь на 21 июня 1948 г. администрация ФРГ объявила о вводе новой валюты — дойчмарки. Каждый гражданин получил по 40 новых марок, потом к ним добавили еще 20, пенсии, заработная плата, квартирные платежи пересчитывались по курсу 1:1. Половина наличных денег и сбережений обменивались по курсу 1:10, вторая временно замораживалась с последующим обменом по курсу 1:20. Все предприятия получали средства для выплаты первой заработной платы, но в дальнейшем они должны были работать за счет своей выручки. Эти меры позволили мгновенно возвратить давно утраченную ценность денег и резко сократить объем денежной массы14. Инфляционный всплеск в январе-феврале 1992 года обесценил накопления, находящиеся на спецсчетах в 3,5 раза, остальные средства были доступны гражданам на момент начала либерализации цен. Следовательно, Л. Эрхард с его 10 и 20 кратным сокращением накоплений несчастных немцев «в ручном режиме» поступил гораздо жестче и более «дирижистски», чем Егор Тимурович Гайдар, который предоставил рынку определить, чего стоят советские накопления. Однако немцы считают Эрхарда автором германского экономического чуда и не вспоминают ему уничтожение накоплений, потому что понимают: другого способа надежно справиться с инфляцией у него попросту не было. Мог ли Гайдар поступить, как Эрхард, «в ручном режиме» обнулив советские накопления, чтобы «снять инфляционный навес», созданный перестройкой, для обеспечения более умеренного роста цен. Очевидно, что не мог: у всех в памяти была грабительская павловская реформа, которая во многом подорвала популярность советской власти. Придя к власти на волне революционных ожиданий, реформаторы не могли позволить себе начать с того, чтобы своими руками уничтожить накопления, поэтому они пошли на максимально мягкий для людей вариант полного, практически немедленного доступа к накоплениям. Цена такого выбора — более высокая инфляция, но реформаторы не могли не заплатить эту цену.

Таким образом, все рассмотренные нами гипотетические варианты либо вели к гиперинфляции, либо были политически невозможны. Решение правительства Гайдара о «разморозке» вкладов при отсутствии какой-либо компенсации за инфляцию было самым рыночным, самым щадящим по отношению к накоплениям из вариантов, не предполагающих экономический коллапс, и самым жестким с точки зрения обуздания инфляции из политически возможных альтернатив.

Подведем итоги. А. Н. Илларионов утверждает: «Вклады — частная собственность. Они были у десятков миллионов граждан России. Эту частную собственность ликвидировал ряд правительств — не только гайдаровское. Но легализовал ее уничтожение, отказавшись от компенсаций, Гайдар. Отказавшись от признания внутреннего госдолга (вклады в сбербанке), Гайдар одновременно признал внешний государственный долг, тем самым продемонстрировав двойной подход к двум группам кредиторов российского государства и свои преференции»15.

Из приведенных выше фактов видно, что в этой фразе почти каждое слово либо ложь, либо популистская глупость:
  1. правительство Е. Т. Гайдара не легализовало уничтожение собственности, а только либерализовало цены, после чего не Гайдар, а сам рынок показал, чего стоят накопления советских граждан: они стоили ровно столько, сколько можно купить на социалистические иллюзии;
  2. Е.Т. Гайдар и Б. Н. Ельцин не отказались от компенсаций, напротив, они открыли гражданам доступ к компенсационным счетам, в котором людям ранее было отказано советским руководством на срок в 3 года;
  3. ни в одной стране мира у государства нет обязательств по сохранению реальной стоимости вкладов населения в банках, такого рода гарантии в рыночной экономике невозможны;
  4. правительство Е. Т. Гайдара признало внутренний долг (разморозило вклады населения) наравне с внешним.
По сути, Е. Т. Гайдар несправедливо расплатился своей репутацией за то, что позднесоветское руководство так и не решилось осуществить либерализацию цен, постоянно создавало иллюзии у граждан, что у них есть огромные накопления, а на самом деле проело даже то немногое, чего эти накопления стоили.
1
А. Илларионов: «Рынок без правопорядка – это не капитализм, а сицилизм». // Комсомольская правда. 8 февраля 2012. http://kp.ru/daily/25831/2806018/
2
См.: Russian Economic Reform. Crossing Threshold of Structural Change. World Bank, 1992; Синельников С. Бюджетный кризис в России: 1985-1995 годы. М.: Евразия, 1995. С. 70.
3
См., например, выступление С. Гуриева на круглом столе в ВШЭ "Двадцатилетие рыночных реформ". 5 апреля 2012. http://www.hse.ru/video/51844991.html
4
А. Илларионов: «Рынок без правопорядка – это не капитализм, а сицилизм». // Комсомольская правда. 8 февраля 2012. http://kp.ru/daily/25831/2806018/
5
Указ Президента СССР от 22.01.1991 № УП-1329 «О прекращении приема к платежу денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года и ограничении выдачи наличных денег со вкладов граждан». http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr0485.htm
6
Там же.
7
Постановление Кабинета Министров СССР от 19.03.1991 № 105 «О реформе розничных цен и социальной защите населения». http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=8237
8
Указ Президента СССР от 22.03.1991 № УП-1708 «О компенсации населению потерь от обесценения сбережений в связи с единовременным повышением цен». http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_38416.html
9
Указ Президента СССР от 22.03.1991 № УП-1708 «О компенсации населению потерь от обесценения сбережений в связи с единовременным повышением цен». http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_38416.html
10
Указ Президента РФ от 27.02.1992 № 196 «О снятии ограничений на использование средств населения на специальных счетах в Сберегательном банке Российской Федерации». http://russia.bestpravo.ru/fed2008/data044/tex044668.htm
11
Примерный (больше иллюстративный) расчет авторов, проведенный на основании данных о сумме вкладов в учреждениях сберегательных банков на 1 декабря 1991 г. (источник: «О работе народного хозяйства в январе – ноябре 1991 года». М.: Госкомстат СССР. 16 декабря 1991).
12
Е.Т. Гайдар. Гибель империи. М., 2007. С. 15-16.
13
Источник: На Украине начали раздавать «витину тысячу». // Lenta.ru. 01.06.2012. http://lenta.ru/news/2012/06/01/money1/
14
А. Смирнов. Послевоенное немецкое экономическое чудо. // Золотой лев. № 127-128. http://www.zlev.ru/127/127_20.htm
15
А. Илларионов: «Рынок без правопорядка – это не капитализм, а сицилизм». // Комсомольская правда. 8 февраля 2012. http://kp.ru/daily/25831/2806018/