Приведенные на рисунке 1 цифры входят в явное противоречие с рядом общеизвестных фактов: получается, что либеральное правительство Е. Т. Гайдара в 1992 году не уменьшало долю государства в экономике, а, напротив, резко ее увеличило. Причем доля государства в ВВП в первый год рыночных реформ существенно выросла по сравнению с аналогичным показателем в централизованно планируемой экономике, где роль государства априори должна быть выше, чем в рыночной экономике.
Данные цифры не укладываются ни в сложившуюся научную и политическую парадигму (и сторонники
6 и противники
7 либеральных реформ отмечают, что правительство Е. Т. Гайдара было ориентировано на сокращение бюджетного дефицита путем сокращения государственных расходов, а, следовательно, и доли государства в экономике), ни в имеющиеся данные по расходам на отдельные сферы государственной деятельности. Например, ассигнования на закупку вооружений сократились в 7,5 раза, централизованные капитальные вложения — в 1,5 раза, ценовые дотации — почти в 3 раза, практически полностью прекращалось безвозмездное финансирование иностранных государств (за исключением стран СНГ)
8.
Подобный парадокс имеет чисто статистическое объяснение: представленные А. Илларионовым данные о доле государственных расходов в ВВП получены с помощью применения трех принципиально различных методик:
- период 1985—1991 гг. рассчитан на основании методологии Госкомстата;
- период 1992—1994 гг. — на основании реконструкции государственных доходов и расходов Российской Федерации, приведенной в книге С.Г. Синельникова-Мурылева «Бюджетный кризис в России: 1985−1995 годы»9, с поправкой на уточненный объем ВВП;
- период 1995—2007 гг. в целом совпадает с данными бюджетной статистики Минфина России10.
Сравнивая данные, рассчитанные по разным методологиям, Андрей Николаевич фактически уподобляется «наперсточнику», примитивно обманывающему доверчивую публику.
При реконструкции государственных доходов и расходов Российской Федерации, приведенной в книге С.Г. Синельникова-Мурылева «Бюджетный кризис в России: 1985−1995 годы», учитывались не только расходы, учтенные в месячных отчетах об исполнении бюджетов Российской Федерации Министерства Финансов, но и многие другие операции правительства. До 1992 года эти расходы по разным причинам не учитывались в бюджетной статистике.
Например, огромные по масштабам кредиты, предоставлявшиеся в 1992 году Россией бывшим республикам Советского Союза (8,7% ВВП), отсутствовали в бюджетной статистике до 1992 года. Однако данные расходы могут показаться новой статьей российского бюджета по сравнению с ситуацией 1991 года только человеку, слабо знакомому с экономической историей России и СССР. Россия и до начала реформ была донором (особенно в плане поставок энергоносителей) по отношению к большинству союзных республик. Сокращение подобных дотаций являлось серьезной политической проблемой, которую Россия решала в течение не только 90-х, но и 2000-х гг. В 1992 году был сделан шаг по переводу данных отношений в денежную и возмездную форму. Вместо поставок товаров странам СНГ предоставлялись кредиты, с помощью которых они могли купить российские товары. Таким образом, никого роста расходов по данному направлению на самом деле не произошло. Проблема донорства России по отношению к странам СНГ просто была оценена в денежном эквиваленте, и был предпринят первый шаг решения данной проблемы. Насколько он был успешен — отдельный вопрос, но к росту государственных расходов это не имеет никого отношения.
Если учесть финансовые операции правительства, которые не отражены в бюджетной статистике, не только в 1992—1994 (см. Синельников С. «Бюджетный кризис в России: 1985−1995 годы»), но и в предшествующие годы, то может получиться, что доля государственных расходов в ВВП в период 1985—1991 гг. была существенно (на десятки процентов ВВП!) выше, чем это указало на
рисунке 1. Однако в условиях полного развала статистики в 1991 году и существенных методологических отличий советской статистики от международных стандартов, проведение подобной реконструкции для более ранних периодов представляется затруднительным.
Следовательно, внимательное изучение статистических данных не позволяет сделать сенсационный вывод о том, что либеральное правительство в 1992 году увеличило долю государственных расходов в ВВП на 15 п.п. по сравнению со значением данного показателя в административно-командной экономике СССР.
Во избежание дальнейших недоразумений с использованием приведенной в работе С.Г. Синельникова-Мурылева «Бюджетный кризис в России: 1985−1995 годы» расчетной доли государственных расходов в ВВП (73,5%), необходимо показать, каким образом должна быть скорректирована данная оценка, чтобы ее можно было сопоставлять с другими периодами.
- Отчисления в производственные внебюджетные фонды не являлись в полном смысле налогами. Начисленные суммы в значительной степени оставались на предприятиях11. Следовательно, далеко не все доходы и расходы внебюджетных фондов в 1992 году следует учитывать при определении параметров консолидированного бюджета. Позднее, была проведена определенная корректировка расходов и доходов внебюджетных фондов12. В результате оценка расходов внебюджетных фондов в 1992 году была снижена на 5,9% ВВП с 13,4% ВВП до 7,5% ВВП.
- Определенной коррекции с течением времени подвергся и показатель государственных услуг, предоставляемых народному хозяйству. Его снижение составило 2,6% ВВП с 16,6% ВВП13 до 14% ВВП14.
- В результате этих двух корректировок получилось значение расходов консолидированного бюджета в 1992 году равное 65,1% ВВП, приведенное в книге «Экономика переходного периода…1991−1997». Однако и эта цифра представляется неокончательной и не позволяет нам осуществлять сопоставление размеров государства в 1992 году и в более поздние периоды. Необходимо проводить дальнейшие корректировки.
- Курс рубля был существенно занижен по отношению к паритету покупательной способности, причем соотношение между номинальным курсом и ППС существенно изменялось на протяжении достаточно коротких промежутков времени15, в результате чего ряд показателей бюджетной статистики, первоначально номинированных в иностранной валюте, существенно завышался в процентах к ВВП. Такой показатель, как внешнее финансирование (11% ВВП), во многом определявший в начале 1990-х гг. возможности государства по финансированию расходных обязательств, при применении не номинального валютного курса, а паритета покупательной способности рубля по отношению к доллару будет меньше в несколько раз, однако, не имея возможности использовать сколько-нибудь достоверные оценки паритета покупательной способности рубля, в работе «Бюджетный кризис в России: 1985−1995 годы» было решено пользоваться номинальным курсом рубля, подчеркнув всю условность такой оценки16.
- Аналогичные рассуждения применимы и к доходам государства от обязательной реализации части валютной выручки предприятий-экспортеров по заниженной обменной ставке рубля (2% ВВП), а также к расходам по субсидированию импорта за счет продажи валюты предприятиям-импортерам (примерно 10,5% ВВП) по завышенной обменной ставке. Оба этих показателя сильно завышаются вследствие применения для их оценки текущего курса рубля по отношению к доллару, а не паритета покупательной способности.
- Учитывая, что оценить курс рубля, исходя из расчетного паритета покупательной способности рубля доллара в 1992 году, представлялось затруднительным, в работе «Бюджетный кризис в России: 1985−1995 годы» не осуществлялась непосредственная переоценка доли государственных доходов и расходов в ВВП с учетом занижения курса рубля по отношению к паритету покупательной способности. Однако необходимо иметь в виду, что от 13% ВВП (внешнее финансирование плюс реализация части валютной выручки предприятий-экспортеров по завышенной обменной ставке рубля) до 23,5% ВВП (к предыдущим показателям добавляем субсидирование импорта за счет продажи валюты предприятиям-импортерам) государственных расходов требуют существенной переоценки из-за заниженного курса рубля. Поэтому показатели доходов и расходов консолидированного бюджета в 1992 году несопоставимы с аналогичными показателями более поздних периодов.
- Как было отмечено выше, кредиты, предоставлявшиеся в 1992 году Россией бывшим республикам Советского Союза (8,7% ВВП), следует вычесть из общего результата расходов консолидированного бюджета, поскольку эти кредиты никакого отношения к роли государства в экономике страны (к «величине государства») не имеют и не позволяют сопоставить расходы в 1992 году, например, с расходами в 1991 году. В результате получим сумму расходов и ссуд за вычетом погашенных консолидированного бюджета в размере около 55% ВВП без учета влияния заниженного курса рубля.
- В книге «Бюджетный кризис» отмечено, что автор не исключает «возможности того, что использовалась заниженная оценка ВВП за 1992 год».17 Объем ВВП 1992 года, действительно, был пересмотрен в сторону увеличения с 18 063 млрд руб. до 19 006 млрд руб. В книге «Экономика переходного периода…1991−1997» было использовано нескорректированное значение ВВП при расчете доли государства в ВВП. Следовательно, скорректировав приведенную выше величину с учетом нового значения ВВП, получим, что сумма расходов и ссуд за вычетом погашенных консолидированного бюджета составила немногим более 50% ВВП без учета влияния заниженного курса рубля.
Отдельно можно рассмотреть вопрос, насколько велик «личный вклад» Е. Т. Гайдара и его правительства в достижении определенной выше доли расходов консолидированного бюджета в ВВП.
Во-первых, А. Н. Илларионов в интервью журналу «Континент» говорит: «Что происходит с бюджетным дефицитом? В 1992 году он вырастает почти до 32% ВВП. Тридцать два процента ВВП — цифра немыслимая для государственных финансов мирного времени. В истории, похоже, нет других примеров, когда в мирных условиях наблюдался бы бюджетный дефицит такого размера
18». Несмотря на то, что цифра бюджетного дефицита существенно преувеличена из-за преувеличения значения величины бюджетных расходов (см. выше), в этой цитате есть один важный момент. В приведенной цитате фигурирует словосочетание «мирное время». 1992 год в России был далеко неординарным и не мирным годом. Как было сказано выше, в России в те годы происходил революционный процесс. Для любого революционного процесса характерна политическая нестабильность и хронический бюджетный дефицит. Именно политические ограничения, постоянное балансирование правительства между продолжением реформ и отставкой не позволили в полной мере осуществить финансовую стабилизацию. Следовательно, некорректно сравнивать макроэкономические показатели во время революции и во время периода постреволюционной стабилизации — они принципиально несравнимы.
Во-вторых, 14 декабря 1992 года произошла отставка Е. Т. Гайдара с поста исполняющего обязанности Председателя правительства. Именно в декабре месяце 1992 года наблюдалось резкое ослабление бюджетной политики. Одной из особенностей высокой инфляции является тот факт, что на годовые данные по многим показателям в значительной мере влияют данные последнего месяца. Если специально не учитывать влияние высокой инфляции на соотношение государственных расходов и ВВП в каждом месяце, то при высокой инфляции получится, что рассматриваемое нами соотношение за год определяется в значительной степени тем, каким оно было в последний месяц.
Для пояснения данного тезиса можно рассмотреть статистику месячных отчетов об исполнении бюджетов в Российской Федерации Министерства Финансов за 1992 год. Несмотря на то, что в этой статистике не учитывались многие финансовые операции правительства, общие тенденции соотношения расходов консолидированного бюджета в ВВП в ней отражаются достаточно достоверно (рис. 2, рис. 3).