Когда Внешэкономбанк СССР прекратил возвращать загранбанкам кредиты, то и они перестали возвращать Внешэкономбанку СССР его депозиты. Таким образом, наиболее болезненным для загранбанков было прекращение платежей Внешэкономбанком СССР по выданным им гарантиям, затем и по прямым полученным кредитам. В результате совзагранбанки терпели убытки, сопоставимые с размером их собственных средств. Прекращение платежей со стороны СССР поставило совзагранбанки на грань разорения
5, так как было нарушено главное условие сохранения любого банка — это выполнение клиентами своих обязательств по кредитным, гарантийным и другим договорам. Основной контингент заемщиков загранбанков (в первую очередь Внешэкономбанк СССР) перестал платить по своим долгам, что и явилось причиной кризиса этих банков.
На рубеже 1991−1992 годов встал вопрос о судьбе росзагранбанков
6. Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 10 февраля 1992 г. № 2326−1 на Центральный банк Российской Федерации была возложена обязанность «осуществлять оперативное управление деятельностью зарубежных банков с участием капитала бывшего СССР и принимать решения об их сохранении, поддержке, реорганизации или ликвидации
7». Следовательно, вся полнота ответственности за судьбу загранбанков (и, в частности, Евробанка) лежала не на Правительстве, а на Центральном банке, который Е. Т. Гайдар не возглавлял и никогда не контролировал: Центральный банк был подотчетен Верховному Совету РСФСР, Председатель Банка России назначался и освобождался от должности Верховным Советом РСФСР, персональный состав Совета Директоров Банка России утверждался Президиумом Верховного Совета РСФСР по представлению Председателя Банка России
8. Гайдар мог бы нести ответственность за деятельность Центрального банка только в двух случаях:
- если бы он или человек из его команды был председателем ЦБ (этого никогда не было);
- если бы он устойчиво контролировал большинство в Верховном совете (этого тоже не было — подробнее см. раздел «Применение силы в 1993 г. — злой умысел или историческая неизбежность»).
В этой связи непонятно, почему А. Н. Илларионов критикует исключительно Е. Т. Гайдара за поддержку Евробанка.
Теперь необходимо определить, использовался ли кредит МВФ для поддержки Евробанка, ведь кредит МВФ предоставлялся именно Правительству, где Е. Т. Гайдар играл ключевую роль.
В начале 1990-х годов, действительно, был принят ряд решений о поддержке Евробанка со стороны Внешэкономбанка (по сути, Центрального банка)
9. В соответствии с Соглашением между Внешэкономбанком и Евробанком от 14 февраля 1992 г. Внешэкономбанк переоформил все размещенные им в Евробанке депозиты на общую сумму около 1 млрд. долларов США в резервный капитал этого банка в форме партисипационного кредита
10, который был предоставлен на следующие цели:
- покрытие кредитов, предоставленных Евробанком Внешэкономбанку, или кредитов, гарантированных Внешэкономбанком;
- покрытие различных кредитов, по которым, в соответствии с французским законодательством, необходимо создавать провизии.
Экономическая суть данной операции состояла в следующем:
- увеличился капитал и снизились требования к Евробанку по созданию резервов (по депозитам банк должен создавать резервы, а по кредитам — нет, исчезала необходимость создания резервов на списание проблемных кредитов Внешэкономбанку СССР на суммы, намного превышающие капитал банка), что позволило обеспечить платежеспособность данного кредитного учреждения;
- дополнительных ресурсов «живыми деньгами» Евробанк не получал (Внешэкономбанк вряд ли смог бы получить обратно средства со своих депозитов, не расплатившись предварительно по ранее полученным от Евробанка кредитам);
- описанный выше маневр предпринимался с целью сохранить кредитоспособное, но неплатежеспособное учреждение, чтобы не потерять при банкротстве имеющиеся активы (в частности, депозиты Внешэкономбанка СССР) и не допустить ухудшения деловой репутации банковской системы России11.
Аналогичного результата можно было бы достичь с помощью зачёта взаимных требований между Евробанком и Внешэкономбанком СССР, однако по правилам Лондонского клуба иностранных банков — кредиторов Внешэкономбанка СССР зачет не допускался.
Для обеспечения юридической защиты средств Внешэкономбанка от притязаний его кредиторов 21 сентября 1992 г. между Банком России и Внешэконобанком была достигнута договоренность о переоформлении партисипационного кредита на имя Банка России. Это позволило избежать ареста активов Внешэкономбанка в Евробанке 7октября 1992 г. на основании решения суда г. Парижа. 18 ноября 1992 г. Банк России и Евробанк подписали Соглашение, по которому Банк России как основной акционер оказывал Евробанку финансовую поддержку путем отказа от своих кредитных требований к нему по партисипационному кредиту с оговоркой о возврате кредита Евробанком «при лучших обстоятельствах». В соответствии с указанной оговоркой восстановление суммы кредита должно было осуществляться Евробанком при условии достижения им положительных результатов на момент закрытия баланса за каждый финансовый год, следующий за 31 декабря 1992 г., в пределах сумм, эквивалентных положительным финансовым результатам
12. Суть операции примерно та же: нерационально банкротить своего должника, если при банкротстве, скорее всего, ничего не получишь, а шанс вернуть долг в будущем, если дела пойдут на поправку, все-таки есть.
Необходимо признать, что Евробанку помогали и «живыми деньгами». Так, на основании Соглашения между Госбанком СССР и Евробанком от 28 ноября 1990 г. последнему был предоставлен субординированный кредит на сумму 218 млн. долларов США. Однако очевидно, что стратегическое решение о предоставлении данного кредита принимал не Е. Т. Гайдар, который на тот момент занимался исключительно научной деятельностью
13, а председатель правления Госбанка СССР В. В. Геращенко. Единственной формой поддержки загранбанков Правительством Российской Федерации было направление государственным органам банковского надзора стран пребывания загранбанков писем, обещающих поддержку этим банкам со стороны России, включая возможную финансовую помощь. Евробанк в конце 1990 г. действительно получил краткосрочный заем от Центрального банка РСФСР на общую сумму около 90 млн долл. США
14. Е. Т. Гайдар, скорее всего, поддерживал данное решения, чтобы не допустить проблем с обслуживанием счетов и кредитов российских пароходств в условиях реальной угрозы голода в 1992 г. Непосредственное решение о выделении денег принимал не Е. Т. Гайдар, а Г. Г. Матюхин и его заместитель Д.В. Тулин
15. Однако А. Н. Илларионов почему-то критикует за поддержку Евробанка исключительно Е. Т. Гайдара.
Таким образом, в 1992 году при спасении Евробанка были использованы активы Внешэкономбанка СССР, ключевую роль в спасении играл Центральный банк, а «живых денег» Евробанк не получал. При чем же здесь тогда первый кредит МВФ, о котором говорит А. Илларионов? Дело в том, что Евробанк занимался управлением денежных средств, полученных Россией от МВФ.
В августе 1992 г. Министерство финансов РФ подписало соглашение о stand-by кредите с МВФ на общую сумму 719 млн. СПЗ (специальных прав заимствования — искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое Международным валютным фондом)
16. Данная сумма была предоставлена Минфину двумя частями: 23 ноября 1992 г. — 240 млн. СПЗ, 18 декабря 1992 г. — 479 млн. СПЗ. Минфин запросил получение средств в долларах США и немецких марках. Средства в размере $ 832 млн. и 267 млн. немецких марок были кредитованы на счет агента Минфина, Центрального банка РФ, в Federal Reserve Bank of New York (FRBNY) и в Deutsche Baundesbank, Франкфурт. В соответствии с практикой, установленной между Евробанком и ЦБ в то время, эти валютные суммы переводились в Евробанк в целях управления инвестициями. 19 ноября 1992 г. господином Пономаревым от Евробанка и господином Тулиным от ЦБ было подписано соглашение, предусматривающее первое размещение средств Транша А. Являясь финансовым агентом Минфина по stand-by кредиту, предоставленному МВФ в ноябре-декабре 1992 г., ЦБ отразил свое обязательство перед Минфином на пяти отдельных счетах. Выписки по этим счетам ежедневно отсылались в Минфин, причем каждый год счета сверялись с учетными книгами и записями Минфина. В 1999 году в ходе аудиторской проверки Центрального банка России не было отмечено несовпадающих позиций за период, в течение которого ЦБ имел обязательство перед Минфином по вышеуказанному stand-by кредиту. Данный кредит был использован в соответствии с указаниями Минфина, и в июле 1995 г. счета были закрыты в связи с полным использованием Минфином имеющихся ресурсов.
Таким образом, все разговоры о том, что первый кредит МВФ был использован для спасения Евробанка, не более чем художественный вымысел. Евробанк был лишь агентом по управлению этими средствами. Выбор агента находился в компетенции Центрального банка (т.е. В.В. Геращенко), а отнюдь не правительства. Все деньги были потрачены Минфином на латание бюджетных дыр к середине 1995 года, а не ушли на поддержку Евробанка, как утверждает А. Н. Илларионов.
Вместе с тем, возникает вопрос: почему в 1992 году именно Евробанк стал агентом ЦБ по управлению средств Минфина? В. В. Геращенко объясняет это тем, что это было вынужденное решение, вызванное низким уровнем развития финансовых институтов непосредственно в самой России
17. Так ли оно было на самом деле, или В. В. Геращенко питал к Евробанку некоторую слабость, авторы судить не берутся. Оснований (документально подтвержденных фактов) не доверять В. В. Геращенко в данном вопросе, у нас нет, так как на тот момент, действительно, наблюдался огромный дефицит кадров и институтов, которые могли бы реализовывать интересы едва появившегося на свет российского государства. Вместе с тем, необходимо еще раз подчеркнуть, что к выбору агента по управлению средствами Минфина, Е. Т. Гайдар отношения не имел — это была прерогатива Центрального банка и выбор его председателя В. В. Геращенко.
Подведем итоги. Миф, созданный А. Н. Илларионовым о том, что Е. Т. Гайдар потратил первый кредит МФВ на спасение Евробанка, оказался бесконечно далеким от реальной ситуации:
- кредит МВФ был полностью потрачен Минфином России на покрытие дефицита бюджета, Евробанк лишь временно управлял этими средствами;
- решение о выборе Евробанка как агента по управлению средствами Минфина России принимал председатель Центрального банка В. В. Геращенко, а не Е. Т. Гайдар;
- ключевые решения о поддержке Евробанка принимались не в правительстве, а в Центральном банке, который Е. Т. Гайдар никогда в полной мере не контролировал. Егор Тимурович мог обсуждать эти решения и даже поддерживать некоторые из них, но всю полноту ответственности за них несло руководство Госбанка СССР, а потом Центрального банка России;
- поддержка Евробанка в постсоветской истории осуществлялась «переоформлением» пассивов банка, а не выдачей «живых денег»;
- авторы не берутся судить о том, стоило ли поддерживать загранбанки или их необходимо было санировать. Однако в пользу поддержки многие участники тех событий приводят достаточно веские аргументы.
Во-первых, нецелесообразно банкротить кредитоспособное учреждение, если в ходе банкротства активы будут распроданы за бесценок
18. В случае банкротства всех иностранных дочерних банков Банка России, на чем сильно настаивали представители США, числящиеся на балансах банка активы (в основном кредитные требования к Внешэкономбанку СССР) были бы проданы, по тогдашним рыночным ценам, в лучшем случае по 15% от номинала (может быть и дешевле, если продажа осуществлялась бы в сжатые сроки). Купившие эти активы западные фонды сделали бы себе бешеную прибыль, получив в дальнейшем, по условиям реструктуризации долга, 100% основного долга и проценты на всю сумму долга. А основной кредитор Евробанка — Внешэкономбанк СССР — не получил бы ни копейки и должен был бы списать сумму размещенных в Евробанке депозитов в убыток
19. При этом отказаться от выплаты долгов Внешэкономбанк СССР было невозможно. Это означало отказаться от выплаты внешнего долга со всеми вытекающими последствиями такого решения. Всего этого удалось избежать, и возврат Внешэкономбанку его депозитов был обеспечен, хотя и растянут по времени на период погашения долгов самим Внешэкономбанком.
Во-вторых, банкротство загранбанков неизбежно ухудшило бы деловую репутацию всей банковской системы России.
В-третьих, при банкротстве загранбанков неизбежно бы возникли проблемы в обслуживании морского транспорта, который получал от этих банков кредиты под залог судов
20.
Скорее всего, совокупность этих аргументов убедила Е. Т. Гайдара стать сторонником оказания посильной помощи загранбанкам, тем более что, как было показано выше, это помощь не требовала выдачи им «живых денег». Банкротство же Евробанка, напротив, привело бы к появлению дополнительного внешнего долга.