Показательным примером илларионовской критики Е. Т. Гайдара является созданный им миф о том, что в 1992 году в самое сложное для страны время Гайдар вместо российского населения поддерживал режим Ф. Кастро. Рассмотрим технологию создания мифа.
Берется достоверный факт биографии Е. Т. Гайдара: он жил в детстве на Кубе. Затем к данному факту добавляется голословное утверждение о том, что его отец Тимур Аркадьевич Гайдар работал советским разведчиком на Кубе. Авторы говорили с детьми Егора Тимуровича, которые считают, что разведчиком их дед не был: Егор Тимурович вряд ли бы стыдился и умалчивал этот факт биографии отца (разведка — это все-таки не политический сыск), но ни о чем таком в семье никогда не говорили. Вряд ли на протяжении двух поколений в семье можно скрывать свою профессиональную принадлежность. Да и зачем это делать, если в этом нет ничего постыдного и даже секретного, ведь советское государство прекратило свое существование. Многие советские разведчики раскрыли столько государственных тайн, что признание своим близким того факта, что ты работал в разведке ничего к состоянию института «государственной тайны» ни прибавило бы и ни убавило бы. Авторы, равно как и А. Н. Илларионов, не имеют никаких фактических доказательств того, что Тимур Гайдар служил или не служил в советской разведке. Но для нас это и не так важно, в отличие от Андрея Николаевича, который на основе своего домысла строит далеко идущий вывод о том, что «атмосфера, в которой воспитывался Егор Тимурович, была очень специфической и не могла не повлиять на формирование его мировоззрения
1». О том, что на мировоззрение Е. Т. Гайдара могло повлиять еще огромное количество факторов, например, события 1968 года в Чехословакии
2, естественно умалчивается.
Затем, когда дан прозрачный намек на моральный образ Гайдара, приводится большое число цифр и названий документов, говорящих о том, что в самый тяжелый для России момент продовольственного кризиса 1992 года Е. Т. Гайдар направлял миллионы долларов не на закупку продовольствия и лекарств для населения, а на поддержку режима Ф. Кастро и советского разведцентра в Лурдесе:
- «Есть какая-то невероятная ирония судьбы в том, что в пик тяжелейшего экономического и политического кризиса, когда у властей, казалось, почти совсем не было средств, РЭЦ в Лурдесе спас Е. Гайдар — с помощью 200 миллионов долларов, отнятых у нищей страны, а десять лет спустя, когда страна уже завершала третий год бурного экономического роста и купалась в нефтедолларах от заметно подросших мировых цен, в бюджете не нашлось 200 млн. долларов, и РЭЦ в Лурдесе был закрыт В. Путиным»3;
- «Согласно распоряжению российского правительства № 203 Всероссийское внешнеторговое объединение (ВВО) „Союзнефтеэкспорт“ должно было продать 2,3 миллиона тонн нефти и нефтепродуктов „на внешнем рынке на свободно конвертируемую валюту“. Затем на полученную от этой реализации валюту другое ВВО — „Продинторг“ — должно было закупить миллион тонн сахара-сырца на Кубе и поставить его в Россию… Через месяц, 28 января 1992 года, распоряжением № 155 Егор Гайдар внес поправки в распоряжение № 203. Согласно новому документу, объем экспортируемых нефти и нефтепродуктов остался прежним, а вот объем закупаемого сахара-сырца был сокращен в два с половиной раза — до 400 тысяч тонн»4. «Текстом своего нового распоряжения Е. Гайдар… увеличил разницу между стоимостью экспорта нефтепродуктов на мировой рынок и стоимостью закупаемого сахара со ста до почти двухсот миллионов долларов. Таким образом в конце января 1992 года „норма отката“ по этой сделке была увеличена с 32% до 69%»5. При этом Андрей Николаевич утверждает, что дефицита сахара в России не было, и закупать его было не нужно6.
В итоге получается страшная сказка: сын чекиста отнимает последнее у населения своей страны, чтобы продолжить дело отца.
Однако в реальности все было
несколько по-другому. Рассмотрим эти два обвинения по отдельности.
«РЭЦ в Лурдесе». А. Н. Илларионов с упорством, достойным лучшего применения, искажает содержание тех документов, которые были подписаны Е. Т. Гайдаром. Так, в блоге на сайте радиостанции «Эхо Москвы» А. Н. Илларионов пишет: «27 декабря 1991 г., в пик того периода, который затем в своих выступлениях, статьях, книгах Е. Гайдар будет регулярно называть временем „угрозы массового голода в стране“, он подписал распоряжение российского правительства № 203 по осуществлению спецоперации о финансировании РЭЦ „Лурдес“»
7. Призываем А. Н. Илларионова и всех, кто относится к нему с уважением, не полениться и прочитать это распоряжение — это полстранички текста. Там нет даже намека на Лурдес — только нефть и сахар-сырец и то в форме поручения начать вести переговоры. Найти в этом распоряжении прямую поддержку Кубинского режима можно, но только имея очень буйную фантазию примерно такого уровня: «Гайдар же подписал, а Гайдар жил в детстве на Кубе, следовательно, там про поддержку базы в Лурдесе речь идет». О том, выгодна ли была России эта сделка, написана ниже, но то, что в ней ни в каком виде не прописано финансирование РЭЦ на Кубе, абсолютно очевидно.
Как же на самом деле расплачивалась Россия за аренду РЭЦ в Лурдесе? 3 ноября 1992 года (то есть отнюдь не в начале года, когда над страной нависла угроза голода, а значительно позже, когда либерализация цен привела к постепенному «наполнению прилавков»), между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба было подписано Соглашение о пребывании Российского радиоэлектронного центра на территории Республики Куба
8. Согласно Официальной ноте кубинского правительства от 17 октября 2001 года, арендная плата составляла 90 миллионов долларов в 1992 году, 160 миллионов долларов — в 1993, 1994 и 1995 годах, а в 1996—2000 годах достигла 200 миллионов долларов
9. Важно, что в том же документе сказано об обязательстве со стороны России оплачивать услуги РЭЦ «российскими товарами или валютой
10». Аналитические материалы экспертов
11 и свидетельства работников РЭЦ в Лурдесе
12 указывают на тот факт, что Россия оплачивала аренду Центра, используя бартер и взаимозачет (постепенное списание безнадежного кубинского долга СССР). При этом живых денег, вопреки заявлениям А. Н. Илларионова, Куба практически не получала.
Решение об аренде РЭЦ в Лурдесе было компромиссным решением с двух точек зрения. Во-первых, заманчиво думать, что крушение советского режима автоматически привело бы к установлению стратегического союза между Россией и США, а значит, ненужными становятся большая армия, флот, военные базы. Однако стоит напомнить, что в НАТО Россия так и не вступила. Кроме того, в мозгах силового блока с обеих сторон «холодная война» засела довольно прочно. Во-вторых, отдельные группы советской элиты всячески противились свертыванию привычной для себя инфраструктуры: будь то государственные предприятия, субсидии сельскому хозяйству или военная инфраструктура. Слабость государства во время революции вынуждала реформаторов идти на уступки лоббистским группам, шел на эти уступки и Егор Тимурович Гайдар, но аренда РЭЦ в Лурдесе вряд ли может считаться дорогой или судьбоносной уступкой военному лобби, даже если встать на позицию А. Н. Илларионова об абсолютной бессмысленности данного военного объекта. Авторы не считают себя знатоками в сфере внешней политики или военного дела, однако с экономической точки зрения аренда РЭЦ в Лурдесе в 1992 году, вопреки заявлениям А. Н. Илларионова, не могла привести к какой-либо дестабилизации общественных финансов. Списание безнадежного долга в обмен на удовлетворение силового блока от факта наличия российской базы «под носом у США» — это вполне приемлемая цена в условиях, когда необходимо проводить жизненно важные реформы, а каждое решение «дается с боем».
Случай с РЭЦ в Лурдесе — яркий пример илларионовской критики, основанной на выдергивании фактов из контекста. Одни факты искажаются: как в случае с попыткой «дописать за Гайдара» подписанное им распоряжение российского правительства № 203. Другие факты умалчиваются. Например, А. Н. Илларионов почему-то не упоминает о том, что 21 октября 1992 года Е. Гайдар подписал Распоряжение Правительства Р Ф № 1913-р «О выводе мотострелковой бригады с территории республики Куба», после чего начался первый этап вывода российских военнослужащих и членов их семей с Кубы
13.
Не упоминает Андрей Николаевич и тот факт, что уже после ухода «главного ястреба» Е. Т. Гайдара из правительства, в 1993 году Россия подписала контракт с Вьетнамом на продление функционирования базы радиоперехвата в бухте Камрань
14. Очевидно, что аренда военных баз была не эксклюзивной новацией правительства Е. Т. Гайдара, а прочно установившейся практикой военно-политической деятельности: она была и до, и после Гайдара, практикуется как современной Россией, так и развитыми демократическими государствами, в том числе и США, где трудится в последние годы Андрей Николаевич
15.
Ничего не пишет Андрей Николаевич и о том, что аренда РЭЦ в Лурдесе юридически была оформлена в том числе и Протоколом от 1 июля 1993 года «Об объемах и формах компенсации Кубинской Стороне Российской Стороной в связи с пребыванием на территории Республики Куба РЭЦ»
16. Е. Т. Гайдар в подписании Протокола от 1 июля 1993 года не участвовал, так как к тому времени уже не работал в российском Правительстве. А вот сам Андрей Николаевич (в отличие от Е.Т. Гайдара) на момент подписания протокола об аренде РЭЦ в Лурдесе работал в российском правительстве, возглавляя группу анализа и планирования при председателе правительства России Викторе Степановиче Черномырдин. Возникает вопрос, если Андрей Николаевич считает аренду РЭЦ столь пагубной, почему он не ушел в отставку 1 июля 1993 года? Протестовал ли он тогда против аренды РЭЦ? Убеждал ли Виктора Степановича препятствовать подписанию данного документа? Критиковал ли себя самого и Черномырдина за поддержку Кубы, проявление политической слабости или за неосведомленность о столь важном для страны решении? В открытом доступе таких признаний, к сожалению, нет. Можно, конечно, сослаться на то, что многие документы были секретными, и Андрей Николаевич об этом просто не знал. Но тогда его должно было насторожить, что растет объем «засекреченной части бюджета». Например, в настоящее время резкое увеличение непрозрачной части российского бюджета крайне беспокоит многих российских экономистов и они об этом достаточно откровенно пишут
17. Или этот вопрос был настолько третьестепенным, что тогда Андрей Николаевич его просто не заметил, а вспомнил о Лурдесе, когда ему понадобилось покритиковать Е. Т. Гайдара?
«Сахарные махинации». Начнем с утверждения Андрея Николаевича о том, что дефицита сахара в стране не было, важность сахара для населения не очень велика, и, соответственно, закупать его не было никакой необходимости
18. Данное утверждение ложно.
Дефицит сахара, как и большинства других видов продовольствия и других товаров народного потребления, в стране был. Достаточно вспомнить анекдот того времени: «Вы руки с мылом мыли?! Тогда чай будете пить без сахара!». «В текущем году в РСФСР сложилось крайне напряженное положение с ресурсами сахара. В связи с невыполнением в 1990 году промышленностью РСФСР госзаказа в объеме 763 тыс. тонн и недопоставкой союзными республиками за 9 месяцев т.г. 839 тыс. тонн, общие ресурсы сахара на 01.10.91 по РСФСР составили 4,1 млн. тонн против 5,3 млн. тонн в 1990 году… Для сохранения уровня потребления сахара в РСФСР в 1992 году необходимо закупить по импорту сахар-сырец в объеме 3818 тыс. тонн, в том числе 1650 тыс. тонн для переработки в РСФСР и 2168 тыс. тонн для переработки на Украине с последующей поставкой в РСФСР»
19. Даже несмотря на критикуемый Андреем Николаевичем импорт кубинского сахара в марте-апреле 1992 года наблюдался острый дефицит сахара, связанный с сокращением поставок из Украины
20.
Насколько важен был тогда сахар для населения нашей страны? Конечно, с точки зрения современных трендов здорового питания, которые доминируют в развитых странах, можно вообще усомниться в полезности данного продукта: «сахар — белая смерть». Но Россия 1991 года «немного» отличалась от США и даже от современной России. Тогда, в условиях тотального дефицита продуктов питания, домашнее консервирование плодов и ягод обеспечивало «продовольственную безопасность» очень многих семей. Усиление дефицита сахара на внутреннем рынке РСФСР стало ощущаться уже летом 1991 г., когда начался сезон массового домашнего консервирования плодов и ягод: «В Москве, например, в августе-сентябре наблюдался настоящий сахарный бум. Толпы людей денно и нощно осаждали булочные и бакалейные отделы продовольственных магазинов в надежде заполучить свои „законные“ полтора килограмма (по талонам). Не лучше была ситуация и в других городах и селах РСФСР. Например, жители Саранска на свои талоны (деликатно названные „заказами“) получали по 1 кг сахара в месяц. Хуже, чем с другим, пришлось жителям Думиничского района Калужской области, которые за три летних месяца 1991 г. получили всего лишь по 500 г сахара»
21.
Таким образом, дефицит сахара в стране был, населению он был остро необходим, в том числе, для домашних заготовок, что в условиях товарного дефицита и низкого уровня доходов населения было жизненно важно. Следовательно, импорт сахара был так же необходим, как импорт зерна или лекарств.
Теперь разберемся, почему сахар импортировался именно из Кубы, и было ли это выгодно России. 27 декабря 1991 года российское правительство приняло постановление № 203-Р, которое обязывало Всероссийское внешнеторговое объединение (далее ВВО) «Союзнефтеэкспорт» выставить на продажу за свободно-конвертируемую валюту 1,5 млн. тонн нефти, 400 тыс. тонн дизельного топлива и 300 тыс. тонн мазута. За счет вырученной валюты ВВО «Продинторг» предписывалось закупить 1 млн. тонн сахара-сырца. Вопросы о покупке сахара по тогдашним мировым ценам планировалось проводить в первую очередь с кубинскими внешнеторговыми организациями; в случае достижения договоренности требовалось подписать соответствующие контракты
22. По сути, эти постановление носило предварительный характер: ставилась цель начать переговоры с кубинской стороной. Реальные параметры сделки выглядели иначе. Так, 28 января 1992 года представители российского и кубинского правительств В. Д. Шибаев и А. Бланко договорились об обмене 900 тыс. тонн российской нефти на 500 тыс. тонн кубинского сахара
23. Примерную стоимость сделки с учетом мировых цен на сырую нефть и сахар-сырец, транспортных и страховых расходов, оплаты услуг немецкого посредника, с советских времен задействованных в схеме поставки нефти на Кубу, можно оценить в 120 млн. долларов
24. В тот же день российское правительство, узнав о достигнутой с Кубой сделке, распорядилось о закупке по импорту недостающего количества сахара, которое теперь определялись в 400 тыс. тонн, выделив для этой цели 100,5 млн. долларов, вырученных от экспорта нефти и нефтепродуктов
25.
Следовательно, А. Н. Илларионов в своей критике Е. Т. Гайдара сильно оторвался от действительности (см.
табл.):
— проигнорировал тот факт, что в бартерной сделке не только был сокращен объем поставляемого Кубой сахара, но и симметрично уменьшен объем поставляемых Россией нефтепродуктов;
— перепутал объемные показатели в бартерной и денежной
26 сделках.