Фонд Егора Гайдара — некоммерческая организация, созданная для продвижения либеральных ценностей и популяризации идей и наследия Егора Гайдара. Фонд ведет множество самостоятельных и совместных проектов, предлагает разнообразные учебные программы и гранты, организует конференции и дискуссии по важным социальным и экономическим вопросам.
Владимир Назаров, Кирилл Родионов
Часть 14. Частная собственность и свободные цены – самые необходимые институты
В феврале 2012 года Андрей Илларионов в интервью газете «Комсомольская правда» заявил о том, что реформаторы начала 1990-х уделяли мало внимания институциональным преобразованиям. «Помню, в свое время Григорий Явлинский в спорах с Егором Гайдаром и Анатолием Чубайсом настаивал на том, что вначале необходимо создавать институты. Пусть неразвитые, несовершенные, но без них трудно осуществить более или менее нормальный переход к новой экономической системе. Нужно признать, что этот исторический спор выиграл Явлинский1».

В своей убежденности приоритетности институциональных преобразований в период перехода к рынку А. Илларионов не одинок. В 1999 году известный американский экономист Джозеф Стиглиц, бывший в ту пору главным экономистом Всемирного банка, опубликовал статью под названием «Куда ведут реформы?», в которой, оценивая опыт десятилетней посткоммунистической трансформации, пришел к выводу о первостепенности строительства институтов и, соответственно, второстепенности микроэкономической либерализации, финансовой стабилизации и приватизации2. Следуя логике Стиглица, архитекторы российских радикальных реформ ошибались, когда делали упор на дерегулировании, подавлении инфляции и разгосударствлении собственности. Однако существовала ли в реальности дихотомия «строительства институтов» и «макроэкономической стабилизации»?

Одной из главных проблем начала 1990-х годов была слабость государства. Здесь необходимо отметить, что слабость государственных институтов — неотъемлемая черта всех революций3. Нет никаких сомнений в том, что события, связанные с крахом СССР, сопоставимы с великими революциями прошлого: на это в первую очередь указывает глубочайший финансовый кризис (развал денежной и бюджетной систем) и разрушение политических институтов старого режима. В конце 1991 года Россия была страной без границ, вооруженных сил, национальной валюты, таможни, собственных органов государственного управления. Проявлениями слабости государственной власти были кризис двоевластия 1991−1993 годов, постоянные колебания экономического курса, отсутствие устоявшихся «правил игры». Отсюда и излишняя растянутость финансовой стабилизации: невозможность жесткого контроля групп интересов, с одной стороны, и неспособность собирать налоги, с другой. Все это обусловило невозможность власти проводить ограничительную кредитно-денежную и бюджетную политику, а также чистую денежную приватизацию в первые годы реформ: применение ваучерного механизма должно было обеспечить укрепление социально-политической базы рыночных преобразований; фискальные (финансирование дефицита бюджета) и чисто экономические (формирование эффективного собственника) задачи приватизации стали актуальными только после укрепления новой власти (в 1997 году).

Важно отметить тот факт, что правительство, начавшее свою работу в ноябре 1991 года, предприняло ряд важных шагов, направленных на создание базовых государственных институтов. Приведем лишь два примера: создание налоговой системы4 и национальной валюты5.

Однако самой важной заслугой реформаторов было даже не создание на новой основе Российской государственности, а формирование рыночных институтов.

Был создан такой важный институт, как свободные цены. Американские профессора, всю жизнь прожившие в стабильной демократической стране с развитой рыночной экономикой, воспринимают этот институт как данность, поэтому им трудно оценить значение либерализации цен6. Технически эта мера была достаточно простой: например, для проведения приватизации требовалось несопоставимо больше административных и временных ресурсов. Однако с политической точки зрения освобождение цен было невероятно трудным шагом. Освободив цены, Ельцин и Гайдар не только заложили первый кирпичик рыночной экономики, но и разрушили одну из основ советского общественного договора.

Был легализован институт частной собственности — основополагающий институт рыночной экономики. Частные собственники, появившиеся на свет в результате приватизации 1992−1994 годов, создали спрос на финансовую стабильность, что было немаловажным фактором подавления инфляции в 1995—1997 годах. В 2000-е годы наиболее высокие темпы роста показывали те сектора российской экономики, которые были приватизированы в 1990-е. Напротив, отрасли, оставшиеся в руках государства, стагнировали7.

Спустя двадцать лет после начала радикальных реформ можно с уверенностью заключить, что дихотомия, предполагающая выбор между проведением финансовой стабилизации и строительством институтов, является ложной. На практике меры, с одной стороны, по созданию базовых институтов, и, с другой стороны, по дерегулированию, подавлению инфляции и разгосударствлению собственности шли рука об руку. Достаточно странно слышать, что приватизация и микроэкономическая либерализация (то есть создание нормального рынка) — это не институциональные реформы. Какие еще институты нужны нормальному обществу, кроме свободных цен и частной собственности? Конечно, для развития института частной собственности нужна хорошая судебная система, но спрос на нее невозможен без первичной приватизации: вначале возникает право на собственность, а только потом потребность в его защите. Это отнюдь не значит, что России не нужна судебная реформа и реформа правоохранительной деятельности, но обвинять тех, кто создал базовые условия для того, что мы могли начать хотя бы обсуждать эти темы, представляется, по меньшей мере, некорректным.
1
А. Илларионов: «Рынок без правопорядка – это не капитализм, а сицилизм». // Комсомольская правда. 8 февраля 2012. http://kp.ru/daily/25831/2806018/
2
Stiglitz. Whither Reform? Ten years of Transition. World Bank, 1999. http://siteresources.worldbank.org/INTABCDEWASHINGTON1999/Resources/stiglitz.pdf
3
В. Мау, И. Стародубровская. Великие революции. От Кромвеля до Путина. М., 2004.
4
Вместо рухнувшей советской налоговой системы правительство Гайдара ввело новую. В кратчайшие сроки был разработан и принят Закон Р Ф от 27.12.1991 № 2118−1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=43 286), а также законы о налоге на прибыль, НДС, акцизах. Так, за полтора месяца, прошедших с момента первого заседания Кабинета реформаторов, были созданы основы налоговой системы, существовавшей в России до начала 2000-х годов, когда был принят Налоговый кодекс.
5
В 1992—1993 годах Россия не могла контролировать денежную эмиссию в странах бывшего СССР, из-за чего была вынуждена импортировать инфляцию. Для решения этой проблемы России было необходимо перевести центральные банки независимых республик на корреспондентские счета и ввести в наличный и безналичный расчёт новую национальную валюту. К середине 1992 года в ЦБ РФ была отлажена система расчетов, которая позволила регулировать денежные операции с государствами, входившими в единую рублевую зону. Вышла же Россия из нее только в июле 1993 года, что стало важным шагом на пути к финансовой стабилизации. См.: Указ Президента Р Ф от 21 июня 1992 года № 636 «О мерах по защите денежной системы Российской Федерации». docs.kodeks.ru/document/9 003 065; Телеграмма Ц Б РФ от 24 июля 1993 года № 191−93 «О порядке изъятия из обращения денежных билетов образца 1961−1992 гг.». lawrussia.ru/texts/legal273/doc27a852×575.htm
6
О том, насколько велико значение механизма свободного ценообразования и насколько мы недооцениваем данный механизм, ярко написал Фридрих Хайек: «Я намеренно употребил слово „чудо“, дабы выбить читателя из того состояния довольства, с каким мы часто воспринимаем работу этого механизма, будто так тому и положено быть. Я убежден, что, если бы он был создан по сознательно выработанному человеком проекту и если бы люди, ведомые изменениями цен, поняли, что значение их решений выходит далеко за пределы их непосредственных целей, такой механизм был бы провозглашен одним из величайших триумфов человеческого разума. Ему не повезло дважды: в том, что он не есть продукт человеческого замысла, и в том, что люди, направляемые им, обычно не знают, что их заставляет делать то, что они делают». Фридрих Хайек «Индивидуализм и экономический порядок». М: Социум, 2011. — С. 105.
7
Так, нефтяная и угольная отрасли, переживавшие глубочайший спад в начальный период рыночных преобразований, после демонополизации и приватизации быстро вышли из кризиса и в течение многих лет показывали устойчивую положительную динамику. В газовой же отрасли в 1990-е годы структурные реформы не проводились, в результате чего у «Газпрома» на протяжении последних десяти лет добыча газа не росла. В этой связи, значение приватизации начала 1990-х трудно переоценить.