Фонд Егора Гайдара — некоммерческая организация, созданная для продвижения либеральных ценностей и популяризации идей и наследия Егора Гайдара. Фонд ведет множество самостоятельных и совместных проектов, предлагает разнообразные учебные программы и гранты, организует конференции и дискуссии по важным социальным и экономическим вопросам.
Владимир Назаров, Кирилл Родионов
Часть 13. Инфляционные процессы в 1992-1993 гг.
Чтобы показать неэффективность Е. Т. Гайдара как государственного деятеля, А. Н. Илларионов прибегает к известному в психологическом манипулировании приему «игры на контрасте». Для этого необходимо взять другого государственного деятеля той эпохи и показать, насколько недальновидным, беспринципным, неуспешным на его фоне был Е. Т. Гайдар. А. Н. Илларионов выбрал для этой цели фигуру Бориса Федорова. Если убрать все эмоциональные пассажи, про честность Федорова и нечестность Гайдара, то в сухом остатке будет один тезис: Федоров смог осуществить макроэкономическую стабилизацию, а Гайдар — не смог (или не захотел)1. Упрек А. Н. Илларионова Е.Т. Гайдару в том, что он резко нарастил бюджетные расходы и в этом радикально отличается от Бориса Федорова, мы уже рассмотрели выше: Е. Т. Гайдар всеми силами, насколько позволяли исторические обстоятельства, старался сбалансировать государственный бюджет, сокращая неэффективные расходы, а все доводы А. Н. Илларионова основываются на сопоставлении заведомо несопоставимых статистических данных.

Остается только упрек в неспособности, в отличие от Бориса Федорова, бороться с инфляцией: «Приведу только один пример, о котором есть разговор в моем интервью, — это поведение двух крупных экономических реформаторов в нашей стране — даже не в других странах, а в нашей, — в аналогичной ситуации. Егора Гайдара и Бориса Федорова. …по-разному вели себя эти два выдающихся человека-реформатора, — один в 1992 г., а другой в 1993 г. И эта разница показывала, что 1992 г. у нас оказался годом очень высокой инфляции, гораздо более высокой, чем в 1991 г., год фактически гиперинфляции к концу 1992 г. — началу 1993 г. А 1993 г. — это год последовательного снижения темпов инфляции, последовательного сокращения, укрощения гиперинфляции, постепенного приближения к финансовой стабилизации2».

Сопоставление инфляции в 1991 г. (когда цены были регулируемыми) и в 1992 г. (когда произошла либерализация цен) абсолютно бессмысленно. Любой человек с экономическим образованием должен понимать, что в плановой экономике, где цены регулируются, официальная инфляция может быть абсолютно любой (какие цены государство установит, так и будет), а разница между официальной инфляцией и реальной жизнью отражается в дефиците товаров. В то же время сопоставление 1992 г. и 1993 г. по темпам роста цен представляется небессмысленным. Однако если обратиться к официальной статистике инфляции, то ситуация будет выглядеть не столь однозначно, как представляется А. Н. Илларионову.
Из представленных в таблицах данных видно, что в 1992 году инфляция была существенно выше, чем в 1993 г. только из-за скачка цен в январе месяце в результате их либерализации. Этот скачок цен был неизбежен и обусловлен огромным «инфляционным навесом», накопившемся в основном за годы Перестройки. Е. Т. Гайдар никак не мог предотвратить этого скачка цен: сколь жесткой ни была бы его макроэкономическая политика, цены обречены были взлететь ввысь при либерализации. Если исключить из анализа январь месяц (то есть попытаться, насколько это вообще возможно, привести в сопоставимые условия данные 1992−1993 гг.), то окажется, что инфляция в 1992 г. была точно такой же, как и в 1993 г., то есть Гайдар и Федоров добились примерно одинаковых успехов в борьбе с инфляцией.

Несмотря на действительно героические усилия Бориса Федорова по проведению стабилизационной политики3, реализованные меры не смогли ограничить бюджетную и денежную экспансию. Среднемесячный темп прироста денежной базы в первом полугодии 1993 года составил около 15%. В целом за 1993 год денежный агрегат М2 увеличился на 430%, что составляло 15% в среднемесячном выражении. В результате экспансионистской финансовой политики среднемесячные темпы роста потребительских цен были стабильно высокими (20,5%) на протяжении почти всего 1993 года.

Одновременно происходило усиление зависимости между государственными финансами и денежной политикой. Доля кредитов, выданных Министерству финансов, в общем объеме кредитов ЦБ составила к концу 1993 года 47,6%, тогда как к концу 1992 года — 37,8%. За счет кредитов Центрального банка было профинансировано 64% общего объема финансирования бюджетного дефицита. В результате правительству не удалось преодолеть запущенный в середине 1992 года режим инфляционного финансирования государственного бюджета. Высокая инфляция становилась все более необходимым элементом в механизме функционирования государственных финансов4.

Таким образом, даже в условиях устранения некоторых инфляционных угроз в 1993 году, характерных для 1992 года (отношения с центральными банками государств, объявивших о своей независимости, были переведены на корреспондентские счета лишь в середине 1992 года5), Борису Федорову не удалось радикально снизить инфляцию.

После возвращения Е. Т. Гайдара в правительство и окончания кризиса двоевластия правительству удалось принять ряд, связанных с сокращением непосильных для государства расходов. Это касается принятия следующих решений:
  • отмены индексации цен на зерно и другие сельскохозяйственные культуры, поставляемые государству6;
  • отмены дотаций на хлеб (с введением пособия на хлеб малообеспеченным гражданам)7;
  • окончательной отмены импортных субсидий8;
  • серьезного сокращения объемов государственных капитальных вложений и секвестирирования всех расходных статей федерального бюджета на IV квартал 1993 года9;
  • повышения ставки рефинансирования ЦБ10;
  • подчинения Пенсионного и других внебюджетных фондов правительству11.
Благодаря этому дефицит федерального бюджета в 1993 году удалось удержать на уровне 7,8% ВВП (по статистике Минфина) и не только не допустить финансовой катастрофы, но и заложить основы для постепенного снижения уровня инфляции12.

Перечисленные выше меры несколько корректируют безапелляционность тезиса А. Н. Илларионова о том, что возвращение Гайдара только усложнило жизнь Федорова в сфере стабилизационной политики13.

Таким образом, миф о «хорошем» Федорове и «плохом» Гайдаре не выдерживает проверки фактами. Практически одинаковые показатели инфляции в 1992—1993 гг. свидетельствуют о том, что какой бы реформатор ни находился у власти, политическая нестабильность и раскол элиты, характерный для революционного процесса, были непреодолимыми препятствиями на пути быстрой макроэкономической стабилизации. Гайдар и Федоров — два выдающихся деятеля той эпохи. При том, что отношения между ними не всегда были гладкими, противопоставлять их представляется крайне неуместным — их рассудит история, а не сиюминутные политические спекуляции.
1
А. Илларионов. Настоящий реформатор. // Грани ру. 26.11.2010. http://grani.ru/opinion/m.183852.html
2
Выступление А. Илларионова на радиостанции «Эхо Москвы». 11 января 2011 года. – http://www.echo.msk.ru/programs/exit/740598-echo/
3
Повышение ставки рефинансирования Центрального банка, отмена целевого льготного кредитования коммерческих банков на финансирование сельского хозяйства и так называемые северные завозы, недопущение индексации оборотных средств предприятий и отказ от новых взаимозачетов задолженности предприятий, отмена практически автоматического технического кредитования стран СНГ, начало эмиссии государственных ценных бумаг (ГКО) в мае 1993 года как источника финансирования дефицита бюджета. — Подробнее см. Синельников С., Трофимов Г. Формирование предпосылок финансовой стабилизации // Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991−1997. М., 1998. С. 209.
4
Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991–1997. М., 1998. С. 211.
5
Указ Президента РФ от 21 июня 1992 года № 636 "О мерах по защите денежной системы Российской Федерации". http://docs.kodeks.ru/document/9003065
6
Постановление Правительства РФ от 21 сентября 1993 года № 931 «Об отмене индексации цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую в федеральные продовольственные фонды из урожая 1993 года» http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_65006.html
7
Постановление Правительства РФ от 27 сентября 1993 года № 982 «О размерах и порядке выплаты пособия на хлеб малообеспеченным категориям граждан». http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=12312
8
Согласно Заявлению Правительства РФ и ЦБ РФ «Об экономической политике в 1994 году» (Статья 4, пункт Г), импортные субсидии были отменены с 1 января 1994 года. http://lawrussia.ru/texts/legal_273/doc27a108x994.htm
9
«Министерству финансов Российской Федерации в 2-недельный срок уточнить показатели республиканского бюджета Российской Федерации на IV квартал и 1993 год в целом. Предусмотреть на IV квартал текущего года индексацию доходов и расходов республиканского бюджета Российской Федерации с учетом прогнозируемых темпов инфляции и необходимости соблюдения режима жесткой экономии государственных средств, а также погашения задолженности республиканского бюджета Российской Федерации по заработной плате работников социально-культурной сферы и денежному довольствию военнослужащих». Постановление Правительства Р Ф от 22 сентября 1993 года № 954 «О неотложных мерах по обеспечению финансовой стабильности». http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2517;fld=134;dst=100 009;rnd=0.9 683 953 424 871 924 См. также: Указ Президента Р Ф от 21 декабря 1993 года № 2234 «Об уточнении показателей республиканского бюджета Российской Федерации на IV квартал 1993 года». http://www.referent.ru/1/2703; Постановление Правительства Р Ф «Об уточнении показателей республиканского бюджета Российской Федерации на IV квартал 1993 года». http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2864
10
Телеграмма Центрального Банка России от 14 октября 1993 г. № 213-93 http://www.referent.ru/1/2526
11
«Установить, что начиная с 22 сентября 1993 г. Пенсионный фонд Российской Федерации подчиняется Совету Министров Правительству Российской Федерации и осуществляет свою деятельность на основании бюджета, согласованного с Министерством финансов Российской Федерации и утверждаемого Советом Министров Правительством Российской Федерации». // Постановление Правительства Р Ф от 22 сентября 1993 года № 954 «О неотложных мерах по обеспечению финансовой стабильности». http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2517;fld=134;dst=100 009;rnd=0.9 683 953 424 871 924
12
Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991–1997. М., 1998. С. 216, 218.
13
А. Илларионов. Настоящий реформатор. // Грани ру. 26.11.2010. http://grani.ru/opinion/m.183852.html