Дискуссионная школа в Санкт-Петербурге: «Университет здорового человека: наука, этика и свобода в современной академической среде»
- Анонс
- Принять участие
- Как написать эссе
Фонд Егора Гайдара и Европейский университет объявляют о проведении совместной трехдневной Зимней дискуссионной школы «Университет здорового человека: наука, этика и свобода в современной академической среде», которая пройдет с 24 по 26 января 2022 года в Санкт-Петербурге. На протяжении трёх дней вас ждут лекции от ведущих учёных, вечерние дебаты под руководством кураторов и аналитическое чтение текстов.
Участники трехдневной школы, посвященной феномену университета, попробуют совершить ещё один интеллектуальный поход в поисках «идеального университета» и понять, в каких узловых точках все непосредственные участники образовательного процесса сходятся, а где наталкиваются на неразрешимые противоречия. Осмысление этих особенностей может стать основой для создания новых моделей университета «здорового человека».
В классическом понимании университет возник как оплот духовного образования и свободы, который на протяжении сотен лет старался сохранять свою автономию как от государства, так и, поддаваясь процессам секуляризации, от религии. Последние двести лет Гумбольдт и Ридингс, Ортега-и-Гассет и Фрейре заочно спорят об устройстве «идеальной» Академии. Трансформации современного общества и глобальные вызовы, порождённые ими, побуждают возвращаться к философским дискуссиям вокруг высокого положения и значимой роли университетов. Современное состояние высшего образования активно тестируется академическим сообществом и другими агентами на устойчивость, соответствие реальному профессиональному ландшафту, восприимчивость к новым этическим и интеллектуальным запросам, пониманию свободы. Способны ли сегодня университеты формировать новые формы мышления, создавать и сохранять студенческие сообщества, противостоять вмешательству извне, адаптироваться к развитию технологий и препятствовать росту неравенства?
В школе участвуют философы, социологи и даже физики:
Александр Вилейкис, философ, руководитель отдела культурно-просветительских проектов ЦУНБ Некрасова, координатор направления «Образование» Общероссийского гражданского форума.
Андрей Заякин, российский ученый-физик, кандидат физико-математических наук, один из основателей вольного сетевого сообщества «Диссернет».
Виктор Каплун, научный руководитель исследовательского центра Res Publica ЕУСПб, руководитель магистерской программы «Современная политическая теория: язык, знание, власть, субъективность».
Ника Костенко, декан факультета социологии Европейского Университета, соруководитель программы ПАНДАН ЕУСПб и Яндекса.
Алексей Куприянов, независимый исследователь.
Дарья Литвина, научный сотрудник факультета социологии (программа «Гендерные исследования»), научный сотрудник института междисциплинарных медицинских исследований (ИММИ) Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Елизавета Потапова, PhD in political science, Central European University, исследовательница в Public Policy and Managment Institute в Вильнюсе.
Григорий Юдин, профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук.
К участию в конкурсе приглашаются студенты 2-4 курсов бакалавриата старше 18 лет, а также учащиеся магистратуры. По итогам конкурса эссе будет отобрано 32 участника.
Организаторы покрывают расходы на образовательную программу, питание и проживание участников на время проведения школы. Дорога до Санкт-Петербурга и обратно оплачивается участниками самостоятельно.
О том, как принять участие в школе, читайте здесь.
Для того, чтобы принять участие в дискуссионной школе «Университет здорового человека», необходимо сделать следующее:
Шаг 1: Анкета
Заполнить анкету участника.
Шаг 2: Согласие на обработку данных
Заполнить, распечатать и подписать согласие на обработку данных, после чего отсканировать документ. Без заполненной анкеты и согласия на обработку персональных данных мы, к сожалению, не сможем принять вашу заявку.
Шаг 3: Написать эссе
Чтобы принять участие в школе, вам нужно будет прислать эссе (до 4000 знаков) на тему «Идеальный университет: какой он?». Вы можете поразмышлять сами или вдохновиться книгами: Хосе Ортега-и-Гассет «Миссия университета», Иммануил Кант «Спор факультетов», Билл Ридингс «Университет в руинах», Паулу Фрейре «Педагогика угнетенных».
Шаг 4: Отправить на почту
Эссе, а также отсканированное согласие на обработку данных отправить по электронной почте на почту info@gaidarfund.ru до 12 декабря включительно. Без заполненной анкеты и согласия на обработку персональных данных мы, к сожалению, не сможем принять вашу заявку.
В качестве небольшого подспорья, мы решили написать для вас короткую рекомендацию к тому, как написать эссе для дискуссионной школы. И хотя времени осталось не так много, всё же надеемся, что она вам чем-то поможет.
Эссе представляет собой короткое, но самостоятельное размышление, выполняемое на материале источников с учетом традиции их научного изучения. Это может быть более-менее свободное по форме компилятивное изложение какого-то сюжета с обязательным обобщением и его критической оценкой. Эссе призвано показать вашу способность самостоятельно находить и анализировать информацию в различных областях гуманитарного знания: истории, истории философии, социологии, истории искусства и литературы, экономики, психологии и проч., а также, опираясь на эту информацию, грамотно вписывать её в соответствующий контекст. Главная задача здесь — раскрыть тот конкретный вопрос, который вы поставили перед собой в рамках заданной темы.
Вначале своего эссе вы вводите читателя в курс дела. Здесь вы привлекаете внимание читателя к своей узкой теме и текстам, на которые опираетесь, возведя их к какой-то большой научной проблеме. Лучше всего, если ваше эссе будет начинаться с постановки вопроса или вопросов (несколько фраз) и заканчиваться ответом или ответами на этот вопрос (тоже несколько фраз), то есть кратко обобщает движение вашей мысли. Не забывайте, что наиболее простой и действенной связкой внутри эссе, как и внутри всякого письменного текста, является ключевая пара «тезис – аргумент», одно без другого лучше не использовать. Ответ, к которому вы придёте, вовсе не обязательно должен быть окончательным и бесповоротным, более того, он может оказаться новым вопросом, логически подводящим читателя к дальнейшему размышлению.
Несмотря на то, что тема для эссе вам уже задана, внутри неё нужно найти какой-то ключевой, наиболее интересный сюжет, выделить его и рассмотреть детально, обосновать свои выводы. Выделив в качестве основной какую-либо из проблем, необходимо обратиться к интеллектуальной традиции, которая затрагивала этот сюжет до вас, опереться на работы, имеющиеся по этой теме. В качестве примеров мы указали несколько наиболее важных исследований (Хосе Ортега-и-Гассет «Миссия университета», Иммануил Кант «Спор факультетов», Билл Ридингс «Университет в руинах», Паулу Фрейре «Педагогика угнетенных»), на них стоит опираться прежде всего.
Краткая структура эссе:
Обращаясь к теме идеального университета, стоит помнить, что этот текст не должен быть простым перечислением ваших субъективных мечтаний о лёгком, но эффективном способе получения академической степени. За этой темой стоит огромная традиция, которая включает в себя широкий спектр подходов к ней: это может быть как глубоко философское размышление о природе университета, так и исследование его социальной структуры, как рефлексия об этических функциях академического знания, так и институциональный анализ влияния системы высшего образования на общество в целом.
Эссе должно быть кратким (от 4 до 10 тыс. знаков), но всё же постарайтесь не уходить в абстрактные и обтекаемые формулировки. При выполнении небольшой исследовательской задачи по конкретной теме вы должны уметь одновременно сконцентрироваться на малом и конкретном, не упуская из вида большие темы и высокую цель. Вы не первый человек, который будет размышлять об университетах, поэтому, прежде чем высказывать своё мнение, вы обязаны показать, на что опирается ваша мысль и как она продолжает размышления, сделанные до вас.
Не забывайте и о базовых требованиях к академическому тексту. Прежде всего это касается сносок. В сносках авторские примечания должны сводиться к минимуму, научный аппарат в эссе прежде всего помогает читателю удостовериться в верифицируемости научных фактов и мнений, приводимых автором. Ни сноски, ни список использованной литературы в общем объеме текста нами учитываться не будут.
Ну и наконец, если вы сознательно закончили написание вашего эссе не в последний день, то для вычитывания работы желательно дать ей немного «отлежаться», отвлечься на что-то совсем иное, после чего вернуться к тексту и вычитать его, идя из конца в начало абзацами. Такой «бустрофедон» даст вам как редактору должную степень отстранения от собственного текста и отключит эффект памяти, из-за которого глаз пропускает даже элементарные ошибки.
И самое главное, не бойтесь писать. Даже если по всем формальным критериям текст будет выглядеть неудачно, мы всё равно оценим его высоко, если в нём будет самобытная и живая мысль. Удачи!