Как изменится предпринимательство в результате пандемии и экономического кризиса?
- Вкладка 1
Предпринимательство не исчезнет. «Предпринимательство – это образ жизни, поэтому даже если конкретно этот бизнес закончится с не очень позитивным итогом, люди все равно будут организовывать новый», – делится своими наблюдениями из разговоров с клиентами глава дирекции среднего и малого бизнеса ПАО «Промсвязьбанк» Александр Краснощекин. Однако чем позднее произойдет рестарт экономики, тем с меньшим количеством ресурсов мы к нему подойдем. Это значит, что для запуска бизнеса потребуются не только кредиты, которые будет тяжело отдавать, но и собственный капитал предпринимателя.
Не все бизнесы переживут кризис. «Хороший предприниматель – не тот, кто прошел хорошие бизнес-курсы, а тот, кто быстрее всего адаптируется», – такое определение предпринимательству дает Рубен Ениколопов. В этом смысле то, что какие-то бизнесы обанкротятся, а какие-то вырастут, – это нормальный процесс, просто ускоренный кризисом. Однако при этом нельзя допускать гибели тех бизнесов, без которых обществу трудно обойтись. Огромную роль в бизнесе играет команда, и если ее придется не просто сократить, но распустить, перезапустить фирму будет сложнее. Это может означать долгосрочные проблемы и для экономики в целом, в том числе опасность, что выход из кризиса будет не V-образным, а L-образным, то есть затянется на долгое время.
Количество предпринимателей уменьшится. В краткосрочной перспективе количество людей, которые захотят стать предпринимателями, уменьшится. Есть люди, которые всегда будут стремиться открыть свое дело, но те, кто балансирует на грани – работать на корпорацию или работать на себя, будут с меньшей вероятностью начинать свой бизнес. Для предпринимательства важны стимулы, и нынешняя реакция государства с его слабой поддержкой могут стать для многих отрицательным стимулом, считает экономический обозреватель Борис Грозовский. Кроме того, известно, что после кризиса люди традиционно стремятся избегать рисков. «Каждый опыт экономических кризисов травматичен, и после него люди начинают себя вести таким образом, чтобы снизить риски», – говорит Рубен Ениколопов. За счет всего этого количество предпринимателей в среднем уменьшится.
Доходы предпринимателей могут увеличиться. Это кажется парадоксальным утверждением на фоне кризиса. Однако высокий риск и доходность – связанные вещи. Если раньше было много людей, которые хотели заниматься предпринимательством, и существовала высокая конкуренция в области, то теперь часть выберет более безопасную стратегию работы на корпорации. Те же, кто останется, подстроится под новую экономическую реальность и рискнет, в ближайший год после перезапуска бизнесов могут заработать больше и стать более качественными и производительными бизнесами.
Будет происходить монополизация бизнеса. Во время кризиса выживают самые крупные, у кого есть доступ к дополнительным ресурсам или даже поддержке государства, поэтому после перезапуска бизнеса может наблюдаться тенденция к монополизации. Это особенно критично в случае бизнесов, срощенных с государством, потому что они не только пользуются дополнительными ресурсами, но и усиливают свои лоббистские стремления, чтобы им оказали еще больше поддержки. Это может нанести удар по всей экономике, так как государство, подстраиваясь под них, начинает ограничивать возможности других.
Расширится область онлайн-сервисов. Согласно исследованиям, до кризиса у 47% малого и среднего бизнеса не было собственного сайта. Не всем бизнесам это было необходимо, но теперь онлайн дает возможность создать подушку, на которой можно продержаться хотя бы некоторое время до рестарта экономики. Кроме того, мы привыкаем покупать в интернете. Если раньше многие предпочитали выбрать товар лично с физическим присутствием, считая это более надежным, то кризис показал, что потери при заказе онлайн и доставке курьером несущественны. Поэтому какая-то часть онлайн-потребления сохранится и после снятия ограничений.