Яков Уринсон. 25-летие экономических реформ в современной России
- О лекции
- Видео
- Текст
16 сентября на Факультете экономики и финансов Сибирского института управления - филиала РАНХиГС состоялась открытая лекция экс-министра экономики России, члена Правления Фонда Егора Гайдара, доктора экономических наук Якова Моисеевича Уринсона.
Лекция была посвящена 25-летию начала экономических реформ в России и тем экономическим процессам, которые были запущены в самом начале периода правительством Ельцина-Гайдара и перед проблемой продолжения которых сегодня оказалась Россия.
Лекция прошла в рамках Х экспертного форума «Сценарии развития России: поиск пути, векторы и зигзаги». В работе форума, который проходил в Новосибирске с 15 по 17 сентября, приняли участие представители экспертного сообщества и студенты новосибирских вузов.
Я попробую рассказать об основных моментах экономических реформ, в которых я принимал участие, и подчеркнуть основные моменты, которые и сегодня имеют значение.
Вообще рыночные преобразования в нашей экономике достаточно хорошо и глубоко проанализированы. Здесь приведен список авторов, которые активно принимали участие в обсуждении реформ 90-х годов. Многие фамилии вам знакомы. Я очень аккуратно выписал людей, которые: а) реально участвовали в реформах; б) проанализировали их объективно, содержательно и по существу, а не с точки зрении политической конъюнктуры.
Что касается реформ, за эти 25 лет можно выделить три этапа.
Я бы хотел более подробно остановиться на первом, ведь именно тогда, прежде всего в 1991-1993 годах, когда активно работало правительство Гайдара и Ельцина, а потом эстафету перехватило правительство Черномырдина, по существу, произошел демонтаж планово-распределительной системы с господством государственной собственности. Именно тогда в нашей стране были заложены основы рыночной экономики, осуществлены приватизация и «пресловутая» либерализация цен, которые активно обсуждаются, и не только. Тогда были сформированы виды экономической деятельности, включая внешнеэкономическую, которая была особенно сложной. Ну и были предприняты все те шаги, которые сегодня привели к созданию той экономики, в которой мы живем.
Должен сказать, когда в январе 92 года правительство Гайдара отпускало цены, которые на протяжении 70 лет устанавливались из Москвы, главная надежда состояла в том, что денежные массы в стране будут контролироваться, цены сбалансируются и остановятся на определенном уровне. Но в жизни произошло не так. Предприятия, которые тогда уже не контролировались из центра, быстро потеряли имеющиеся у них оборотные средства. Взять банковские кредиты они не могли, поскольку банковской системы не было, и привычки брать кредиты не было, как не было и частных банков. В результате расцвел бартер, взаимозачеты. Бюджет лишился реальной части своих доходов.
Первая мысль, которая тогда возникала, это идти по польскому пути, восполнить части бюджетных средств за счет приватизации, но реальную приватизацию провести было невозможно, денег у населения не было. В советское время в конце 80-х годов долго говорили про денежный навес, который составлял около 200 млрд рублей, что по сравнению с реальным оборотом было абсолютными копейками, меньше 2%, и мы рассчитывали, что за счет приватизации нам удастся накопить денежные ресурсы. Но не удалось. Класс предпринимателей только формировался. Продавать основные фонды за бесценок зарубежным инвесторам было политически неправильно, да и сильно не хотелось. Что касается иностранных инвесторов, то любой доступ на наш рынок им был запрещен по решению Верховного Совета под лозунгом « Мы родину не продаем» – был принят специальный закон, и официальный доступ был закрыт. Сейчас это звучит дико. Такая ситуация просуществовала до 1997 года – именно тогда открыли это «окошко».
Теперь про институциональные реформы, которые проходили в начале 90-х годов. Очень не легкая задача стояла тогда: воссоздание российских экономических ведомств. В РСФСР, России в составе СССР, со столицей в городе Москве, по существу своих экономических ведомств не было. Официально не было ни Министерства обороны России, ни пограничной службы и т.д. Надо было с самого начало создавать экономические ведомства, а также всю государственность России начиная с пограничных служб. Один из главных институтов – это рубль. Необходимо было как-то превращать тот «деревянный» рубль, который существовал, в нормальную валюту. Это означало резкие ограничения по эмиссии и массу других вещей, которые были новыми для тех людей, которые тогда работали в правительстве и должны были решать эти задачи.
Вместе с тем, необходимо было налаживать обычное экономическое прогнозирование с тем, чтобы предвидеть ситуации, которые могли возникать. А было совершенно очевидно, что ситуации будут абсолютно новыми для всех – не только для государства, но и для рядового гражданина, который жил тогда в России. Не будет фиксированной зарплаты, как в советское время, не будет фиксированных цен и т.д., люди должны как-то к этому адаптироваться, и тогда уже было понятно, что надо способствовать этому, но никаких финансовых ресурсов для этого не было.
В стране не было и статистики цен, поэтому одной из главных задач, которые решались тогда, было ее создание, чтобы понимать, что произойдет после того, как отпустим цены. Такая нетривиальная задача. 15 января 1992 года благодаря усилиям людей, которые работали в Росстате, по 352 населенным пунктам РФ мы имели статистику цен, чтобы понимать, где острые точки. Она ложилась каждую пятницу на стол Гайдару или Чубайсу. Поскольку ресурсов в стране не было, министр экономики А. Нечаев отслеживал, в каком иностранном порту задержали наш корабль из-за того, что не расплатились за канадское зерно или за что-то еще, когда это зерно придет в страну, в какой из городов и какими средствами направить с тем, чтобы избежать голода. А зимой 92 года угроза голода была вполне реальной. Несмотря на это, наша статистика уже тогда стала налаживаться. Совсем недавно я с большим удовольствием прочитал, что статистический орган Европы признал нашу таблицу затраты-выпуск, которую Росстат делает с 1992 года, лучшей по качеству в Европе.
В декабре 91 года Президент и Правительство получили первые вариантные расчеты для оценки влияния на экономику России, готовясь принять принципиальные решения по отпуску цен и проведению налоговой и бюджетной реформы. Как вы понимаете, в СССР, по существу, было министерство финансов и был государственный банк, но бюджетной и налоговой системы не было. В условиях плановой экономики из доходов предприятия автоматически вычиталось то, что уходило в бюджет. Оборота не было, никаких взаимоотношений по этому поводу не было, и необходимо было налаживать эту систему, учиться отслеживать, заставлять и стимулировать. Этой системой занимались люди во главе С. Игнатьевым.
Одной из ключевых задач была организация защиты границы по периметру и введение пошлин как одной из основных статей доходов в бюджет страны. Главной задачей было выделение денег на оборонную безопасность – на содержание армии и на разработку действительно нужных вооружений, особенно в 90-е годы, когда все смотрели, что с нашей страной произойдет. Дело это не простое, дорогое. В СССР военные расходы составляли 62% союзного бюджета.
Но даже в тех условиях жесточайшего дефицита бюджета удалось в пять раз увеличить расходы на гособоронзаказы. Сегодня мы видим, как по Красной площади едет «Тополь-М», или нам показывают нашу самую известную атомную подводную лодку «Северодвинск». «Тополь-М» – ракетный комплекс стратегического назначения с межконтинентальной баллистической ракетой. Предельная дальность 11000 км. Термоядерный боевой блок мощностью 550 кт. Разделяющиеся головные части. На конец 2012 года на боевом дежурстве: 60 ракет шахтного базирования; 18 ракет мобильного базирования. «Северодвинск» – многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) с крылатыми ракетами четвертого поколения. Скорость подводного хода до 31 узла (57 км/час). Автономность 100 суток. Принята на вооружение в 2014 году. До 2020 г. будет построено 7 АПЛ этого класса. И я не случайно остановился на истории моделей. Когда во время парада их показывают, не вспоминают, что они были поставлены в 90-е годы в условиях жесточайшего дефицита бюджета.
Следующей убыточной отраслью, которая держалась только на госдотациях, была угольная. Угольная промышленность в СССР – планово убыточная отрасль, которая жила за счет бюджета. Самое страшное, что на каждый миллионный тонн угля приходился один погибший шахтер – печальная статистика. Эта отсталая технология добычи и бессмысленные госзатраты. В начале 92 года Гайдар выразил суть угольной реформы – это ликвидация технологически отсталых и убыточных предприятий и выявление тех эффективных, с открытой или закрытой добычей шахт, которые надо поддерживать и развивать. И сегодня это один из самых эффективных бизнесов в России, за которые идет борьба между предпринимателями. Добыча угля достигла рекордных отметок более 370 млн тонн в год. Более 92% угля в стране добываются частными компаниями.
Естественно, в этот период строительства новой рыночной экономики не обошлось без серьезных ошибок. За все эти просчеты пришлось заплатить достаточно высокую цену. Я подразумеваю, конечно же, дефолт 1998 года, когда государство не смогло обслуживать свои обязательства и пошло, возможно, единственно верным путем – путем девальвации рубля. В результате пострадали прежде всего наемные работники и бизнес, который потерял часть своих приобретений в ходе приватизации, но зато экономический эффект всех тех мер, которые принимало тогда правительство во главе с С. Кириенко и ЦБ во главе с С. Дубининым, оказался большим. Уже концу 99 года возобновился экономический рост, который затем продолжался около 10 лет. Благодаря реформам 90-х годов в 2000-2008 годах наша экономика росла с темпом 6% в год.
К сожалению, в 2000-е годы экономический рост носил экстенсивный характер и не сопровождался какими-либо структурными реформами. А те реформы, которые начинались, не были завершены и сопровождались лишь показательными работами. Поэтому, естественно, после произошел сначала обычный откат, затем темпы роста стали снижаться, и вот в прошлом году впервые после 2000 года они стали отрицательными. По официальной статистике –3,8%.
За последнюю четверть века исторически важные события произошли в 91-93 годах. При этом они осуществлялись в экстремальных условиях, без предварительной подготовки. Недавно прочитал статью Г. Явлинского и других авторов, которые говорят о том, что при проведении либерализации цен надо было накопить ресурсы для интервенции товарных рынков, то есть все совершенно стандартно по учебникам экономики – сначала накопи рыночный ресурс, потом отпускай цены. Но когда об этом говорится, как-то забывается реальная ситуация 92 года. Вот две цифры: золотовалютные резервы страны на конец 91 года – 65 млн долларов, внешний долг – 81 млрд долларов. Займов, естественно, никто не давал, не верили нашей экономике.
Родившееся в муках, это российское государство в первые годы своего существования было недостаточно отстроено. Его институты во многом формировалась второпях и наощупь. Многие из нас, в том числе я, были уверены, что главное – перестроить экономику, базис, как нас учили когда-то, а с надстройкой, социальными отношениями, все будет в порядке. Но опыт показал, что это далеко не так. Невозможно модернизировать страну только через экономику. Недостаточно изменить материальное положение людей, не меняя их мировоззрение.
В настоящее время, по данным министерства экономики, экономический рост может возобновиться к концу следующего года, а мировые банки и другие независимые эксперты говорят о росте в лучшем случае лишь в 2018 году, и лично я придерживаюсь этого же мнения. Для того чтобы рост возобновился, нужно или вовлечь в аппарат дополнительные материальные и трудовые ресурсы, или идти далеко не популярным путем – реформами. Если рассуждать объективно, то трудовых ресурсов по демографическим показателям не будет до 2050 года, а повышение пенсионного возраста проблему не решит. Дополнительных природных ресурсов по оптимальным ценам в стране нет, а идти на Север силами «зеков» никто не хочет. Все это говорит о неизбежности структурных реформ.
Первая из этих реформ – приватизация. За последние 10-15 лет не только в добывающих, но и во многих других отраслях шел, причем весьма интенсивно, процесс реприватизации путем прямого перехода в руки государства отдельных частных предприятий и путем создании госкомпаний. Роснефть, Газпром. В результате доля госсобственности, по официальным данным, выросла с 30% до более чем 50%. Это сопровождалось снижением общей эффективности экономики, что ярче всего проявляется в негативной динамике производительности труда. Последние годы ее рост замедлился, а в текущем периоде она стала просто снижаться.
Второе направление – военная реформа. Здесь речь идет об оптимизации состава и модернизации всей армии. Попытки экс министра ВС РФ Сердюкова реформировать армию не увенчались успехом. Военная организация в нашей стране не соответствует современным требованиям. Если сравнить вооружение американского бойца и нашего, то это просто небо и земля.
Еще одна вечная тема с 90-х годов – реформа предприятий. Одна из самых серьезных и актуальных. Это переход не только к международным стандартам бухучета, но и к комплексной смене системы управления, а также защите прав акционеров и т.д.
Список реформ можно продолжать долго: военная реформа, реформа предприятий, пенсионная реформа, жилищная реформа, реформа здравоохранения, реформа образования и т.д. Многие не начаты или не завершены (реформа Косыгина в 1965году, нереализованная медведевская модернизация). Без структурных реформ обойтись невозможно. Отсутствие конкуренции ведет к застою, как конкуренции политической, так и экономической. Сегодня, по существу, однопартийная система, где нет политической конкуренции, следовательно, отсутствует конкуренция экономическая. Отсюда весь тот застой, вплоть до снижения темпов ВВП и отставания по всем видам технологического прогресса, который наблюдается даже в области космических технологий, где мы были первыми.
Успешное преобразование экономики невозможно без демократизации всей общественной жизни. Необходим работающий, а не имитирующий работу парламент. Нужна многопартийная система, не управляемые, а реальные выборы. Особое место занимает управление МС – без нее ничего не будет, особенно в такой большой и разнообразной стране, как Россия. МС в России не существует. Отсутствует финансовая поддержка, почти не осталось полномочий. Даже ВПК с господствующей госсобственностью не может существовать, как раньше. Раньше ВПК получал огромные деньги, а все, что нарабатывалось, перекочевало в гражданскую отрасль. В мире все по-другому.
Последние несколько лет макроэкономические показатели в стране заметно ухудшились, но остаются устойчивыми, хотя с замедлением экономики структурные проблемы становятся острее. Возрастает до опасного уровня зависимость экономики от ТЭК и от динамики цены на углеводороды, усиливается технологическое отставание от передовых стран. После роста предпринимательской деятельности в 90-х годов она снижается. И главные причины – торможение институциональных реформ, высокие транзакционные издержки нашей экономики. Предприниматели вместо улучшения производства и нововведений вынуждены обхаживать чиновников и ублажать силовиков.
Россия обладает весомыми конкурентными преимуществами: богатые природные ресурсы, значительный интеллектуальный потенциал. Страна занимает восьмое место по емкости внутреннего рынка. Но высокие институциональные барьеры отбрасывают ее в восьмой десяток стран по шкале благосостояния. Отсюда и небывало высокий процент бедного населения. Люди и капитал ногами голосуют против складывающей ситуации. Среди уезжающих за рубеж много высококвалифицированных кадров, а в Россию приезжают малообразованные граждане среднеазиатских стран. Отток капитала в 2014 году был наибольшим за последний 25 лет.
В ближайшее время нам предстоит пройти развилки, сопоставимые по своей значимости с теми, которые мы проходили в конце ХХ века. В 80-е годы Горбачев отказался от империи и пошел путем демократизации. В 90-е годы Ельцин отказался от командно-административной системы и начал рыночные реформы. В 2000-е годы Путин отказался от олигархического капитализма и построил бюрократическую вертикаль. Сегодня мы стоим перед выбором – постепенное движение по инерции в рамках бюрократической вертикали или решительная модернизация.
Убежден, что инерционное движение ведет в тупик. Необходима решительная модернизация по трем направлениям.
Первое: политика. Переход от частного патернализма к социальному партнерству. Идеальный пример – Испания 1977 года. Преобразовать патерналистский режим и обеспечить многопартийность, верховенство права, ввести общественный контроль за бюрократией и бизнесом. Необходимо на деле провести децентрализацию власти, создать законодательные гарантии и финансовые условия для развития местного самоуправления.
Второе: укрепление институтов.
Третье: модернизация экономики. Как для мировой, так и для российской экономики определяющим фактором устойчивого роста сегодня является ресурсосбережение. Последнюю четверть века во всем мире происходит экспоненциальный рост цен на продовольствие, особенно на белки животного происхождения. Дополнительные доходы от роста цен на углеводороды направлялись не на разработку новых технологий, а на рост границ потребления. Возобладало общество потребления, которое поглощает огромные ресурсы не только в США, но и в других странах. Сегодня мировое сообщество осознает всю опасность игнорирования отрыва спроса от ресурсо-технологических возможностей. Во всем мире все больше средств вкладывается в освоение возобновляемых источников энергии – воды, ветра и солнца. Идет активный поиск новых решений в сфере продовольственного обеспечения.
Переход к новой модели функционирования – не тривиальная задача для любой экономики, в том числе для российской. В России этот переход будет сложным в силу ресурсной ориентированности нашей экономики. Большие сомнения вызывает способность сложившейся у нас вертикали власти своевременно реагировать на изменения. Поэтому системные реформы не только необходимость, но и серьезный вызов для нашей страны.