В последние десятилетия в мире установилось господство презентизма – режима историчности (Ф. Артог), в котором прошлое и будущее почти полностью сведены к роли инструментов для достижения целей настоящего. Общество, таким образом, лишается опоры вне современной повестки дня, а историкам приходится переосмысливать основания их профессии. В России эта ситуация усугубляется отсутствием политического языка, который на всех уровнях обсуждения заменяется языком отсылки к историческим сюжетам и грубым использованием прошлого государственной пропагандой для мобилизации населения во внутренней политике и оправдания внешней политики по отношению к соседям. Историки в этой ситуации оказались на передовой идейной борьбы: защищая свое профессиональное поле, они поневоле превращаются в оппонентов государственной машины пропаганды. Именно поэтому в историческом цехе в последние годы происходит консолидация и ощущается сопротивление навязыванию государством мифологии и унификации вместо исторического диалога.